Login Form


Поиск по каталогу

Главная страница

Регистрация

Войти
Hello Гость | RSS


АНТАЗИЯ -
конструктор для всех

(известный также как Антазия, АнтсКон и Пласткон)


Понедельник, 29 Апр 2024, 17:43
Начало » Файлы » Конструкторы, головоломки и другие игры и игрушки » Интересные материалы про игры и игрушки из интернета

Курт Нэф. Дизайн игрушек
[ · Скачать удаленно () ]
Курт Нэф. Дизайн игрушек
Швейцарский дизайн - устоявшееся словосочетание, но слышать его приходится применительно к типографике и графическому дизайну. Швейцарский дизайн - понятие, вобравшее в себя чистоту и ясность, возведенные в абсолют точность и остроту. Но швейцарский дизайн это не только типографика. И доказательством этого служат работы дизайнера Курта Нефа, который избрал для себя редкую и невероятно ответственную нишу - дизайн игрушек.

Дизайнер игрушек - Курт Нэф

Курт Нэф со своим лабрадором Ари. Дизайн игрушек

Курт Нэф родился 4 мая 1926 года в Швейцарии, в местечке Эптинген. Его детство прошло в деревенской усадьбе, где он пропалывал грядки, ухаживал за домашними животными, а по воскресеньям вместе с отцом мастерил игрушки. Древесина для него, как для любого крестьянского мальчика, была самым доступным и «родным» материалом. В возрасте девятнадцати лет он получил профессию мебельщика, а после изучал архитектуру в школе прикладного искусства в Базеле и Амстердаме. В 1952 году Курт Нэф и его жена Эллис открыли магазин, специализирующийся на товарах для интерьера. Первыми проектами, разработанными Нэфом для собственного магазина, были предметы посуды — темные деревянные чаши.

В пятидесятые годы XX века на фоне спроса на эксклюзивную мебель, текстиль и декоративное стекло возник интерес и к дизайнерским игрушкам. Но в те времена, как и сейчас, их было немного — количество фирм-производителей легко было пересчитать на пальцах одной руки. Нэф начал проектировать и производить авторские игрушки, приспособив под токарный цех здание бывшей конюшни. Нехитрые на первый взгляд умения, полученные в деревенской мастерской отца, пригодились ему как никогда. Он воплощал в жизнь не только собственные идеи, но и проекты других дизайнеров, руководствуясь единственным критерием: «У игрушки должна быть душа». И уже к 1968 году этим маленьким шедеврам была посвящена выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Строжайшие требования, которые Нэф предъявлял к качеству своих изделий, превратили игрушку в по-настоящему дизайнерский объект и желанный предмет для коллекционирования. Кроме того, он вдохнул вторую жизнь в проекты Баухауса двадцатых-тридцатых годов — фирма Naef и по сей день производит игрушки, придуманные в мастерских легендарной Школы в Дессау. Среди них шахматы Йозефа Хартвига, деревянный конструктор Альмы Сидхоф-Бушер, пляшущий человечек Hampelmann, изготовленный Маргарет Рейнхардт в годы ее обучения в Баухаусе.

Дело случая?

Курт Нэф много путешествовал — как сам по себе, будучи человеком любознательным, так и в интересах собственной компании. Однажды во время поездки на юг Франции он обратил внимание на мебельный магазин, ассортимент которого выгодно отличался от других. Пока он с любопытством рассматривал выставленные в витрине предметы, некая дама поинтересовалась, нравятся ли они ему. «Все отлично, — простодушно ответил Курт. — Но кое-чего здесь недостает... Игрушек фирмы Naef!..» Дама оказалась владелицей представленного в магазине мебельного предприятия. Идея с игрушками ее буквально ошеломила, и стороны быстро договорились. Очень скоро фамилия Naef стала набирать вес как дизайнерская торговая марка.

Игрушка 'Нэф'. Дизайнер Курт Нэф

Новые кубики

Большинство дизайнеров ведут поиск идей на бумаге. Эскизирование с карандашом в руках — кратчайший путь, позволяющий максимально быстро зафиксировать идею. Неф поступал иначе. Он некоторое время прокручивал проект в голове, а затем вставал к токарному станку и вырезал грубую заготовку. Она-то и была эскизом. Подобный скульптурно-ремесленный подход позволял дизайнеру «нащупать» скрытый потенциал первоначального замысла, потрогать его в материале. После наступления компьютерной эры и доступности программ трехмерного моделирования дизайнер так и не отошел от проверенного годами метода воплощения собственных идей в материале.

В 1956 году Нэф сотворил нечто особенное из банальных деревянных кубиков, сделав на сторонах каждого по четыре надреза. Благодаря переосмыслению и апгрейду обычных кубиков они превратились в многовариантную дизайнерскую игру, и из них стало возможно складывать невероятные конструкции. Это изобретение очень точно характеризует проектный метод Нэфа — из простой формы немногими действиями, при помощи обыкновенных инструментов он создавал нечто абсолютно новое. Сейчас эту игру производят многие компании, так как Нэф не успел запатентовать свое изобретение. Но ни одна из фирм не может достичь такого совершенства в производстве, которого добивается компания, носящая имя дизайнера. Игрушки Нэфа имеют множество полезных свойств: они моментально влюбляют в себя детей, понятны им с первого взгляда, развивают пространственное мышление и стимулируют творчество! Даже неосознанно манипулируя с этими предметами, ребенок придумывает массу оригинальных игровых решений. Нельзя не заметить, что взрослые влюбляются в игрушки Нэфа едва ли не больше, чем дети.

Тонкая работа!

Кубикус. Дизайнер Пер Клазен

Конструктор Cubicus, придуманный дизайнером Пером Клазеном, — одна из самых знаменитых игрушек Нэфа. Этот маленький шедевр состоит из десяти деталей, складывающихся в разнообразные формы и сложнейшие пространственные конструкции. Игрушки Нэфа — как цирковые фокусы, и ребенок, строящий воздушные замки на полу в детской, — чем не иллюзионист?.. Взрослые спрашивают у него: «Как все это держится?..» И, не дожидаясь от всецело поглощенного игрой чада ответа, сами начинают присоединять одну деталь к другой, получая невесомые и филигранные композиции. Идеальный набор для медитаций!..

Целла. Дизайнер Пер Клазен

Другая популярная игра — Cella — состоит из девяти деталей и позволяет выстраивать формы, символизирующие геометрическую прогрессию. Помимо ярко раскрашенного варианта существует другой — монохромный, из разных пород древесины, где каждая деталь на тон светлее предыдущей. Среди наиболее заметных явлений в перечне игрушек фирмы Naef также следует назвать Agon Фреда Фосса — комбинацию тетраэдров и октогонов; экстравагантный Quadrigo Жана-Филиппа Розинелли, Diamand — многогранный и по форме, и по возможным игровым вариациям конструктор, полностью оправдывающий свое дорогое название.

Диаманд. Дизайнер Пер Клазен

Разноцветный клен

В течение продолжительного времени Курт Нэф охотно работал со столярами и мебельными проектировщиками, использующими в качестве основного материала массив клена. У этого сорта древесины есть ряд заметных преимуществ: клен легко и точно обрабатывается, почти не расслаивается, превосходно полируется. Кленовые кубики и кольца приятны на ощупь, обладают естественной, теплой древесной фактурой. Чрезвычайно важную роль в создании детской игрушки играет выбор цветовой гаммы. Правильные дизайнеры всегда делают упор на основные цвета, с которыми малыш должен познакомиться в первую очередь. Руководствуясь этим, Нэф раскрашивал свои фирменные кубики в красный, желтый и синий. Время от времени к ним добавлялся насыщенно зеленый и порой нейтральная белизна.

Пирамида. Дизайнер Курт Нэф

Сури. Дизайнер Курт Нэф. Туррис. Дизайнер Пер Клазен

Волчок. Дизайнер Курт Нэф. Радуга. Дизайнер Хайко Хиллинг

Признание

Уже самые первые из произведенных на предприятии игрушек получили широкое признание. Нэф всегда точно знал, кому именно адресует свои изобретения, так как детально изучал рынок и поддерживал тесный контакт с потенциальным покупателем. Он интересовался потребностями детских садов и школ, рассматривал уже существующие игрушки и учебные пособия, подолгу беседовал с учителями и воспитателями. Его компания предлагала товары для детей разного возраста: в ее ассортименте были игрушки, адресованные и младенцам, и младшим школьникам, и подросткам. Для самых маленьких Нэф разрабатывал погремушки на основе деревянного кольца — Kauring, Ringli-Ring, Kaumi, Griffi. Производились также объекты, для которых возраст не играл особенной роли. Последние чаще других становились желанными предметами для коллекционирования. В книге "Наивно. Супер" Эрленда Лу упоминается игрушка, перевернувшая жизнь взрослого человека. Она состояла из красно-синего молотка и воткнутых в доску-колотилку колышков. Сразу оговоримся: фирмой Naef точно такая не выпускается, но в ассортименте товаров компании есть кое-что, оказывающее не меньшее лечебное воздействие. Например, деревянный волчок со сменными цветными дисками, при помощи которого можно наблюдать оптические цветовые иллюзии (автор «цветовой мешалки» — Людвиг Хиршфельд-Мак). Или совершенно невероятный Cloggomobil — инструмент с зубчатым валиком, позволяющим извлекать «деревянную» музыку.

Ордино. Дизайнер Пер Клазен. Конструктор из кубов и шаров. Дизайнер Курт Нэф

Квадриго. Дизайнер Жан-Филипп Розинелли. Шаровая башня. Дизайнер Курт Нэф

Недавнее прошлое

В 1992 году Курт Нэф был вынужден продать фирму и переехать во Францию, в уединенное местечко Айдойллес. Он поселился в огромном доме XV века, в стенах которого поместились и токарный цех, и ателье, и частный музей. Впрочем, через одиннадцать лет Курт Нэф снова вернулся в Швейцарию. Туда же перевели игрушечное производство. В 2006 году Курта Нэфа не стало. Сегодня в просторных помещениях фабрики Цофингена дело, начатое Нэфом, успешно продолжает Ганс-Петер Энгелер. Наследию Нэфа посвящаются многочисленные выставки. Самая свежая, организованная Музеем восточноевропейского дизайна и прошедшая в немецком городе Висмар, предложила вниманию посетителей свыше двухсот игрушек и прототипов. Каждый из экспонатов наглядно демонстрировал остроумную изобретательность автора и его мастерство.

Несмотря на то что многие из игрушек Нэфа производятся на фабрике уже не первое десятилетие, их популярность только растет. Притом самыми горячими поклонниками работ Курта Нефа и его коллег стали не его соотечественники, а совсем, казалось бы, не близкие по духу японцы. Возможно, вскоре вслед за Европой и Японией мы тоже подтянемся к продвинутой играющей публике.


Текст: Нина Филюта. Фотографии: архив фирмы Naef, Матиас Кантер, Митя Харшак
журнал "Проектор"

P.S. Редакция сайта "ИГРУШКА - Энциклопедия мастерства" благодарит журнал "Проектор" в лице его главного редактора Мити Харшака за предоставленный материал.

журнал 'Проектор'


Книги аналогичной тематики: Я познаю мир: Игрушки
Категория: Интересные материалы про игры и игрушки из интернета | Добавил: antaziya
Просмотров: 2595 | Загрузок: 440 | Рейтинг: 5.0 |



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню Сайта

Категории каталога
Статьи и разработки моих друзей на тему игр и игрушек [21]
Энциклопедии игр и игрушек на страницах интернета [1]
Интересные материалы про игры и игрушки из интернета [66]

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 433

Друзья

Статистика Сайта

Copyright MyCorp © 2006 Сделать бесплатный сайт с uCoz