Одно из любимых детских занятий -
конструирование, т.е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов,
машин, мостов... Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Ведь
когда малыш строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что
получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение.
Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает
свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и
мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает
целенаправленность собственных действий.
В педагогике различают три основных
вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу -
когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или
схема дома).
При конструировании по условиям
образца нет - задаются только условия, которым постройка должна соответствовать
(например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).
Конструирование по замыслу
предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст
образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его
распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие
способности малыша.
Но главное - конструирование
позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный
неповторимый мир. Дети очень любят создавать игровое пространство из того, что
есть под рукой: мебели, диванных подушек, бумаги, а также разнообразного
природного материала (веточек, камешков, шишек и т.п.). Широкие возможности
предоставляют простые картонные коробки: из них можно сделать домик и для
кукол, и для самого малыша.
Для этой важной и чрезвычайно
полезной детской деятельности существуют и специальные игрушки - конструкторы.
Появление новых технологий и
материалов привело к тому, что в магазинах становится все больше и больше новых
игрушек для конструирования: любой новый способ сцепления деталей может
приводить к созданию нового конструктора. Кроме этого "вспоминаются"
и обновляются идеи традиционных. Мы не в состоянии рассказать обо всех
существующих сегодня на рынке видах конструкторов (их около ста). Остановимся
лишь на наиболее распространенных и дадим общие советы, как выбрать подходящий
для вашего ребенка.
Начинаем с
кубиков
Одной из первых игрушек для
конструирования могут быть простые кубики. Их можно использовать уже для
годовалого малыша. Сейчас в продаже большое количество разных видов кубиков:
есть и традиционные деревянные, и пластиковые, и даже кубики из мягких
материалов. Пластмассовые и мягкие кубики, конечно, наиболее безопасны. Однако
поверхность деревянных не покрытых лаком кубиков лучше стимулирует развитие
тактильных ощущений.
Вначале малышу достаточно 2-3
кубиков. Покажите ему, как построить башенку, и дайте возможность разрушить ее.
Любимое занятие маленьких детей - ломать сделанные постройки. Не
расстраивайтесь, если сначала ребенок будет только разрушать. Это самое
доступное для него и имеющее видимый результат действие. Держать в руке кубики,
а уж тем более что-то строить из них гораздо сложнее. Но позже малыш научится и
этому, и строить ему будет уже интереснее, чем ломать. Покажите, как можно
построить и другие простые конструкции: паровозик, ворота для машинки или
мячика и т.п.
К 1,5 годам количество кубиков можно
увеличить до 6-8 штук и строить не только башенку, но и домики с окошками:
поставьте два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а сверху накройте
третьим. Если у малыша получается, то попробуйте строить домик из большего
количества кубиков.
В это же время малышу уже можно
предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей
разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Такой строительный
материал до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и
разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного
возраста. Есть, конечно, специальные наборы для самых маленьких с меньшим
количеством деталей, но лучше сразу купить большой и самому отобрать несколько
деталей, а позже постепенно добавлять в игру остальные.
Попытки малыша строить по
показанному образцу или самостоятельное манипулирование деталями от 1,5 до 3
лет сами по себе являются игрой.
Для юных
архитекторов
К 3 годам конструирование
приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с
сюжетными играми. Интересная постройка может давать толчок к новой игре или
менять ее направление. В свою очередь в игре для каждой куклы или собачки нужен
свой домик, кроватка, стол. Горки для катания шариков, домики и мебель для
кукол, гаражи, мосты и целые города - все это можно построить из разнообразных
строительных наборов.
Поскольку детали не скрепляются друг
с другом, то постройки можно легко изменять. Например, кукла "подросла",
и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; река
"разлилась", и мост необходимо переделать и т.п. Кроме того,
отдельные детали таких наборов могут быть предметами-заместителями,
обозначающими в игре реальные предметы (утюг, расческу, машинку и т.п.) и даже
каких-либо персонажей.
В продаже есть напольные
строительные наборы с довольно крупными и тяжелыми деталями. Хотя они в
большей степени предназначены для детских садов, их можно использовать и в
домашних условиях. Однако из-за тяжести деталей играть с ними ребенок сможет
только лет с 5-6.
Сейчас снова появились строительные
наборы для построек из "бревен". Из них получаются очень
привлекательные дома и даже деревни в русском стиле. Детали скрепляются между
собой, как в настоящем строительстве срубов, по принципу вкладывания:
вырезанные в "бревнах" пазы вставляются друг в друга.
Есть конструкторы с диаметром
"бревна" 10 см, из которых получается домик для ребенка. Однако это
не детский конструктор: самостоятельно построить из него домик ребенок не
сможет. Это небезопасно, к тому же постройка займет много места. Самый
подходящий для игры диаметр "бревен" - от 10 до 20 мм. Домики
получаются довольно больших размеров - внутри могут помещаться небольшие куклы
и кукольная мебель. Лучше выбирать наборы, из которых можно построить большое
количество разных домов (до 20 моделей). Тогда можно сделать сразу несколько
домиков для игры и поселить в них разных персонажей или построить один большой
дом для семьи.
"Волшебные"
кирпичики
В последнее время появляется все
больше тематических наборов для конструирования. Они включают как детали
для конструирования, так и фигурки животных, человечков или растений. Такие
наборы дают возможность моделировать ту или иную среду: зоопарк, теремок,
фермерское хозяйство, замок. Есть такие же наборы, позволяющие воспроизводить
сцены из современных фильмов: человек-паук, Гарри Поттер и др. Часто такие
игрушки имеют очень ограниченные возможности непосредственно для
конструирования, однако они открывают богатые возможности для игры. Персонажи -
куколки и животные небольших, удобных для ребенка размеров, позволяют
разыгрывать разнообразные сюжеты: сказочные, бытовые, виденные на улице и дома
или самостоятельно придуманные.
Следующие, уже традиционные для нас
- блочные конструкторы из пластмассы. Самый известный такой конструктор
- "Лего". Появившийся в 50-х годах прошлого века, он произвел
революцию и положил начало бурному развитию конструкторов. В отличие от
строительных наборов, "Лего" предложил детали, которые скреплялись
между собой. В результате полученные постройки были прочными и устойчивыми, что
по достоинству оценили дети всего мира.
Современные конструкторы
"Лего" обладают большим разнообразием: есть варианты и для самых
маленьких, и для младших школьников. Для каждого возраста разработаны удобные
по размеру детали (крупные - для малышей, более мелкие - для детей постарше).
Возможна постройка домов и конструирование различной техники. В наборах обычно
есть дополнительные детали в виде окон, колес и т.п. Сделанная из такого
конструктора машинка будет легко катиться по столу или полу, а построенный дом
не развалится.
Сейчас появляется все большее
количество как зарубежных, так и отечественных аналогов конструктора
"Лего", различающихся по качеству и цене.
Блочные конструкторы также могут
быть тематическими и содержать фигурки людей и животных. Малыш может играть, а
из деталей конструктора по необходимости создавать новое пространство для игры.
Характерной особенностью таких конструкторов является совместимость деталей с
любыми аналогичными наборами данной фирмы. Это позволяет значительно расширить
игровые и строительные возможности конструктора.
Из блочных конструкторов можно
собирать не только стены, дома и заборы, но и фигуры, напоминающие людей и
животных. Отдельного рассмотрения заслуживают наборы для создания разнообразных
роботов-трансформеров и других монстров. Созданные по мотивам соответствующих
фильмов или комиксов, они изначально имеют агрессивно-воинственную
направленность. Причем сюжеты игр с такими персонажами, как правило, очень
бедны и схематичны: главное - это сама битва. Получается война ради войны, в
которой часто уже нет ни плохих, ни хороших, ни победителей, ни проигравших.
Обычно на коробке отмечается, что
такая игрушка содержит мелкие детали и поэтому предназначена для детей старше 3
лет. Однако по сути такие игрушки адресованы детям старше 7 лет, когда ребенок
становится более устойчивым к влиянию игрушки и независимым от ее внешних
качеств.
Кроме того, трансформер является еще
и образной игрушкой, но его образ полностью задан взрослыми (с помощью тех же
комиксов и внешнего облика). Такая игрушка сама навязывает ребенку действия с
ней и не дает возможности для развития детского воображения.
От простого
- к сложному
К концу дошкольного возраста
конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку
уже само по себе, как возможность создания чего-либо.
Начиная с 6-7 лет можно предложить
ребенку более сложные по способу крепления и более абстрактные конструкторы,
например с болтовым соединением. Наиболее известными среди них являются
металлические конструкторы. Их детали представляют собой пластинки различной
формы с дырочками и болты с гайками для скрепления пластинок между собой. Они
позволяют собирать в основном различную технику: подъемные краны, вертолеты и
т.п., а также дают возможность познакомить ребенка с настоящими инструментами
(отвертка, гаечный ключ) и их использованием.
Сейчас есть и пластмассовые варианты
конструкторов с болтовым соединением, предназначенные для детей от 3 лет.
Пластмассовые детали в них крупнее, а отверстие под отвертку в болте больше,
чем в металлических. Однако пластмассовая резьба довольно быстро стачивается.
Есть также напольные варианты
болтовых конструкторов из дерева с пластмассой. На построенных из них больших
моделях ребенок сможет по-настоящему сидеть и ездить. Правда, самостоятельно
что-то сделать из такого набора ребенок сможет не раньше, чем в 6-7 лет. Однако
это хорошее средство для общения и игр с папой, которому малыш может помогать:
подносить нужные детали, закручивать болты или держать инструменты.
Не так давно в наших магазинах
появились магнитные конструкторы, из которых можно создавать необычные
по форме и свойствам поделки. Они состоят из намагниченных деталей (разной
формы палочек или пластинок) и металлических шариков. Конструируя, ребенок
сможет "потрогать руками" магниты и увидеть их свойства. Использование
магнитных свойств позволяет создавать оригинальные постройки: разнообразные
архитектурные строения, конструкции с вращающимися частями, технику, модели
животных и многое другое.
Интересны и необычны также криволинейные
контурные конструкторы из тонких гибких пластиковых трубочек разной длины,
соединяющиеся между собой с помощью жестких пластмассовых креплений. Такие
конструкторы - вариант пространственного рисования. При этом готовую модель
можно рассмотреть со всех сторон. Гибкость деталей дает плавность линий и
позволяет моделировать объекты как неживой, так и живой природы. Из
разноцветных трубочек получаются интересные фигуры, со свойствами которых
ребенок может экспериментировать: скручивать, сжимать, выворачивать на изнанку
и т.п.
Еще один новый вид - конструкторы с
деталями в виде палочек, которые соединяются по принципу сустава. За
счет формы деталей можно создавать фигурки динозавров, скелеты, различную
технику, цепи ДНК и т.п. Крепление "сустава" подвижно: построенный
динозавр может "ходить", "вертеть" головой и т.п.
Магнитные, трубчатые и суставные
конструкторы подходят скорее для детей школьного возраста, поскольку такое
моделирование имеет слишком абстрактный характер для дошкольников. Они хороши
для использования в школе на уроках труда, геометрии, биологии, химии и физики.
Ребенок сможет создать и увидеть модели молекул, геометрических тел и т.п.
После наглядных примеров школьнику гораздо проще будет представлять необходимые
в школьных задачах объекты, поэтому такие конструкторы представляют
определенную ценность для учебной деятельности.
Как выбирать конструктор
В первую очередь следует ориентироваться на возраст ребенка: для самых
маленьких лучше подбирать конструкторы с деталями среднего размера, которые
малышу удобно брать в руки (от 5 до 10 см). Чем старше ребенок, тем меньше или,
наоборот, больше могут быть детали.
Как правило, в магазинах есть открытые образцы всех видов конструкторов. Не
поленитесь и попробуйте что-нибудь сделать, а потом представьте себе вашего
малыша: сможет ли он физически справиться с задачей, будет ли ему интересно.
Возможности игры могут быть ограничены как материалом (слишком мелкие, тонкие
или крупные детали), так и просто плохим качеством конкретного конструктора.
Часто наборы конструкторов комплектуются слишком маленьким количеством деталей,
что сильно ограничивает их возможности. Особенно это касается дорогих
конструкторов, когда из одного набора (а то и нескольких таких наборов) просто
невозможно создать что-либо, кроме двух-трех конструкций. Такая игрушка может
разочаровать ребенка, к тому же теряются и ее развивающие возможности. Покупая
конструктор, следует об этом помнить и, например, выбирать сразу несколько
комплектов или один, но большой.
Сейчас появилось много наборов для постройки одного определенного объекта
(домика, лошади, вертолета, скелета динозавра и т.д.). Они могут быть из разных
материалов: мягкого и твердого пластика, металла, дерева. Как правило,
самостоятельно собрать такую модель дети могут не раньше старшего дошкольного
возраста, 5-6 лет (т.к. делать это приходится по приложенному рисунку или
схеме). Поэтому, выбирая такой конструктор, следует подумать, сможет и захочет
ли ваш ребенок играть в такую игрушку. Например, построенный домик может
оказаться слишком маленьким или непрочным для игры. Хорошо, когда такие
единичные модели для сборки состоят из деталей, совместимых с другими наборами,
как, например, в блочных, болтовых и других конструкторах. Тогда, купив в
следующий раз еще один набор, вы имеете возможность объединить их детали. Многие
же подобные конструкторы вообще довольно сложны, например деревянные модели
замков и животных. Такие игрушки подходят скорее для младших школьников и ближе
к коллекционированию (собирание моделей танков, склеивание корабликов и т.п.).
При небольшом количестве деталей следует обратить внимание на цвет, чтобы
постройки не получились слишком пестрые. Часто достаточно одного цвета
(например, деревянные конструкторы хороши и без окраски). При большом
количестве деталей, когда есть возможность строить, не только ориентируясь на
форму, но и подбирая детали по цвету, может быть несколько сочетающихся друг с
другом цветов.
Обратите также внимание на наличие или отсутствие упаковки. Хорошая коробка
поможет хранить игрушку, а также воспитать в ребенке стремление к порядку и
аккуратности.
Уборка конструктора - вопрос
деликатный. Конечно, если по полу разбросаны отдельные детали, то их надо
убрать в коробку или шкаф. К тому же, малыши до 3 лет не придают большого
значения собственным постройкам. Однако после 3 лет дети становятся очень
чувствительны по отношению к собственному творчеству. Созерцание готового
результата собственных усилий вызывает у малыша радость, эстетическое
удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте
построек и не заставляйте ребенка каждый раз после игры непременно убирать все
на место!!!
Ваша задача - сделать купленный
конструктор интересным и привлекательным для ребенка: поиграйте вместе с ним,
придумайте оригинальное задание. С другой стороны, не следует в