Пиши-стирай | Отпечатанный
лист можно вынуть, потом положить обратно и печатать прямо на нем —
принтер перед печатью стирает предыдущую запись |
Брайан Беттс Techworld.com Computerworld #46/2006
http://www.osp.ru/text/302/3698779/
Эпоха многократно используемой бумаги настала?
Компания Toshiba представила перезаписываемую бумагу,
напечатанную информацию на которой можно как минимум 500 раз удалить и
нанести заново. В действительности это не бумага, а листы
термочувствительной пластмассы. Для печати на них требуется специальный
принтер (модели B-SX8R), использующий свойства чувствительного к
температуре пигмента чернил. При нагреве свыше 180 °C он становится
черным, но если его подержать при температуре от 130 до 170 °C, он
снова оказывается белым.
"Способ не такой уж новый", - признал руководитель отдела
промышленных принтеров европейского филиала Toshiba TEC Майк Киан. Его
отдел занимается продажами перезаписывающих принтеров в Европе. Но, по
словам Киана, хотя сам способ и не нов, он впервые применен в такой
форме.
"Отпечатанный лист можно вынуть, потом положить обратно и
печатать прямо на нем - принтер перед печатью стирает предыдущую
запись", - сообщил он.
"Впрочем, - добавил Киан, - этот способ не подходит для
корреспонденции и тому подобных вещей: сначала нужно удостовериться,
что напечатанное ранее вам больше не понадобится".
В Японии "пластмассовая бумага" уже используется в замкнутых
рабочих процессах, например для печати складских каталогов или
сборочных инструкций для конвейерных линий. Там отпечатанный текст
необходим только на короткое время, а затем становится ненужным. Кроме
того, для таких документов разрешения принтера в 300 dpi вполне
достаточно.
Еще одним преимуществом перезаписываемой бумаги является
уменьшение потребления бумаги обычной и расходов на ее уничтожение.
Кроме того, как сообщили в Toshiba, при производстве и переработке
пластмассовых листов вырабатывается гораздо меньше углекислого газа,
чем при производстве и переработке бумаги.
Действительно, сегодня обычная бумага используется далеко не
всегда только для документов, подлежащих длительному хранению, - чтобы
в этом убедиться, достаточно заглянуть в мусорную корзину любого офиса.
Также стираемая бумага хорошо подходит для печати газет - она мало
весит, напечатанный на ней текст легко читать и она не требует
специального освещения. Однако нынешние массовые технологии до
"пластмассовых газет" еще не доросли.
Обратная сторона экономии
Пластмассовая бумага - уже не первый опыт Toshiba в области
перезаписываемых печатных носителей. Три года назад компания
представила стирающийся тонер синего цвета под названием e-blue. Им
можно было печатать на обычной бумаге с помощью обычного лазерного
принтера. Отпечатанный лист можно было до пяти раз стереть и отпечатать
заново.
В Toshiba утверждают, что во многих ее отделениях стали
использовать e-blue для черновиков и в результате сократили закупки
бумаги на 40%. Тонер применяют и другие японские корпорации, в том
числе NTT, которая сообщила о сокращении использования бумаги на 60%.
Однако для стирания e-blue требуется отдельная громоздкая машина -
грубо говоря, печь. Кроме того, не всем нравятся чернила синего цвета.
Несмотря на то что новая технология перезаписи снимает
некоторые старые вопросы, она ставит и новые. Во-первых, лист
пластмассовой бумаги стоит около 5 фунтов стерлингов. Конечно, ничего
страшного, если вы действительно будете использовать каждый лист по 500
раз, но что, если лист будет подшит в дело, на нем что-нибудь напишут
обычной ручкой (а не специальными стирающимися маркерами Toshiba) или
он будет поврежден от складывания?
Кроме того, новая бумага чувствительна к теплу и
ультрафиолетовому излучению, а отпечатанный текст на самом деле не
черный, а серый. Потребление энергии тоже существенно - в стирающем
узле стоит нагреватель мощностью 800 Вт, да и сам принтер недешев -
когда он доберется до европейского рынка, то будет стоить около 5 тыс.
фунтов стерлингов. К тому же, как указывают специалисты-экологи,
пластмасса - невозобновляемый ресурс, а бумага в буквальном смысле
растет на деревьях.
Киан признал, что, если в Японии, где правительство и
коммерческие компании пытаются уменьшить выбросы отходов в соответствии
с международными стандартами ISO14001 и Киотским протоколом,
перезаписываемая бумага получила признание в корпоративном мире, то в
Европе настроения совершенно другие.
"Может быть, поэтому, - отметил он, - тонер e-blue здесь еще не
выпущен в продажу, да и в отношении принтера B-SX8R сейчас только
исследуются различные возможности".
Компания Xerox создала бесконечную офисную бумагу
Римский
вариант "бумаги" многократного использования: деревянная дощечка,
покрытая воском. На другом конце заострённого пера — лопаточка для
разглаживания старых записей (фото с сайта technovelgy.com) membrana (http://www.membrana.ru/articles/inventions/2006/11/28/164100.html)
Американцы изобрели совершенно обычную на вид - если не считать
лёгкого жёлтого оттенка, - бумагу, которую можно применять для
светокопирования. Изюминка новинки в том, что по прошествии нескольких
часов изображение и текст на этой бумаге бесследно исчезают. Бринда Далал (Brinda Dalal) из исследовательского центра
компании Xerox в Пало-Альто (PARC) называет себя "garbologist" - от
английских слов garbage ("мусор") и anthropologist ("антрополог"). Её
уже давно беспокоит проблема крайне нерационального использования
людьми природных ресурсов. Например - натуральной бумаги. Проведя расследование, Бринда установила, что в типичном офисе
21% напечатанных за день документов к концу рабочего дня оказывается в
мусорной корзине. А зачастую бумагу выбрасывают и вовсе почти сразу
после её появления из принтера. И целых 44,5% бумаг - это "текучка",
типа "планов на сегодня", набросков электронных писем и прочих записей,
которые теряют актуальность уже на следующий день. "Мы были удивлены такими результатами, - призналась Далал.
- Никто не обращает внимания на эфемерную информацию, быстро утекающую
в корзины". Теперь, при помощи химиков из канадского исследовательского
центра той же компании (Xerox Research Center of Canada), Далал
разработала экспериментальный прототип офисной бумаги многократного
использования. Это исследование Бринды - часть многолетнего проекта по развитию
технологии, позволяющей производить (печатать на копировальных
устройствах) так называемые "переходные документы" - бумаги, которые
используются кратковременно, а затем становятся ненужными. Причём
производить не в обычном виде, а в виде листов, способных позднее
стереть текст со своей поверхности. Итак, компания создала опытные образцы необычной бумаги
светло-жёлтого оттенка. Детали этого изобретения (которое будет
запатентовано) не раскрываются, но известно, что всё базируется на
составах, которые изменяют свой цвет при поглощении света с
определённой длиной волны. Получается документ с низким разрешением,
который, как кажется, напечатан фиолетовыми чернилами. Главное, что эти составы сами возвращаются в исходное
состояние приблизительно через 16-24 часа, вновь делая бумагу чистой, -
или даже могут быть немедленно "стёрты" при нагреве. Напечатанные на такой бумаге документы можно быстро вернуть в
кругооборот - для повторного использования. Для этого их просто нужно
положить в поддон копировального устройства, где тексты постепенно
растворятся, пока листки опять не попадут в копир. Опытный образец
такого специального принтера, с печатающей "световой" полоской, также
создан компанией. Исследователи испытали свою бумагу на 50 повторных копиях, и,
кажется, дальнейшее использование ограничено лишь износом самой бумаги,
а не "волшебного" состава на ней. Интересно, что в 1990-х годах японская компания Ricoh создала
коммерческую систему, которая позволяла удалять чернила с бумаги, делая
её пригодной для повторного применения в офисе. Очистку одного листа
можно было произвести до 10 раз. Но теперь эта система ушла с рынка и
больше не выпускается. Наверное, оглядываясь на опыт японцев, компания Xerox пока не
может решить, стоит ли ей коммерциализировать свою новую технологию. Эрик Шрейдер (Eric J. Shrader), один из участников работы,
сказал, что цель - сделать стираемую бумагу доступной: её цена должна
быть примерно в 2-3 раза выше, чем у обычной офисной бумаги. С учётом
нескольких десятков повторных использований каждого листа, это будет
явно выгодным для пользователей, а значит - понравится людям.
С другой стороны, напоминает исследователь, у Xerox есть
печальный опыт с провалом коммерциализации своего варианта набирающей
сейчас популярности электронной бумаги. У Xerox эта технология
называлась Gyricon. В некотором роде, это тоже бумага "многократного"
использования, хотя по сути представляет собой специальный экран. Так
вот, в этой области проект от Xerox проиграл сходной по принципу
действия разработке от компании E Ink, покорившей мир (вот только
некоторые примеры: раз, два, три). И всё же у многократной бумаги хорошие перспективны. Ведь, как
показывает статистика последних лет, несмотря на широчайшее
распространение компьютерных "безбумажных" технологий в самых различных
отраслях хозяйства, расход обычной офисной бумаги и не думает
уменьшаться. 2007-01-22
|