Механические головоломки: классификация
Антон Карелин
Определение Механические головоломки (mechanical puzzles)
– игры для одного человека, суть которых состоит в манипулировании
отдельными частями игрушки с целью привести ее в определенное
состояние. Механическая головоломка характеризуется самодостаточностью
– т.е. для того, чтобы ее собрать (решить) дополнительные
приспособления не нужны. Американский коллекционер и специалист по головоломкам Джерри Слокум (Jerry Slocum) даёт следующее определение: “Механическая головоломка – это самостоятельный объект, состоящий из
одной или более частей, содержащий задачу для одного человека, решаемую
манипуляциями с помощью логики, рассуждений, озарения, везения и (или)
терпения. Из этого, во-первых, следует, что для решения МГ не
должно требоваться дополнительных приспособлений (штопора, магнита и
т.д.) – как любой самостоятельный объект она содержит в себе всё
необходимое для решения задачи. Игрок может привлечь на помощь лишь
логику (или, на худой конец, терпение)”. Целью игры может быть: - собрать целостную модель (Кубик Рубика, Змейка, Пирамида);
- разобрать сложное соединение деталей (Гвозди, Резинки, Узлы);
- собрать целую картину из множества деталей (Графические пазлы);
- вывести объект из специальной локации или довести до локации (Лабиринт, Куб);
- выстроить разрозненные объекты в определенном порядке (Пятнашки, другие игры на перестановку объектов на поле).
Механические головоломки общеизвестны и очень популярны. Практически
каждый из нас в детстве играл в Змейку или в Лабиринт, мучался над
парой согнутых гвоздей, не понимая, как же разъединить их. На самом
деле, их разнообразие гораздо выше – в западной культуре МГ уже с конца
19 века была более востребована и распространена, чем в России, а затем
в СССР. Сейчас, в эру электронных игр, востребованность
механической головоломки уменьшается, но многие просто перекочевали в
компьютерный формат – вот например, бессмертный Кубик Рубика, в формате
онлайн-игры, или пазлы, которые можно собирать на мониторе. В этой статье мы дадим классификацию механической головоломке, а в статье “Механические головоломки – Галерея славы” подробнее расскажем о самых выдающихся МГ в истории. Самые известные и популярные в СССР механические головоломки: Кубик Рубика, Змейка и Пятнашки.
История МГ Древнейшие головоломки, известные историкам, восходят к античности или
даже к Древнему Египту. Например, известна древняя греческая игра,
похожая на Танграм (когда из семи простых геометрических фигур складывают различные сложные фигуры, подробнее см в статье“Механические головоломки – Галерея славы”),
упоминание о которой датируется 3 в. до н.э. – из 14 фигурных деталей
нужно было составлять различные заранее заданные формы. К сожалению,
древняя история практически не сохранила для нас описаний и правил
игрушек, над которыми ломали головы далекие предки. В Иране 17-го века забавлялись замками-головоломками (lockingpuzzle,
см. ниже соответствующий раздел). В 18 веке в Китае были распространены
различные механические головоломки, к началу 19-го широкое
распространение получил “Танграм”. В 1893 году профессор Луис Хоффман написал книгу “PuzzlesOldandNew”, которая, среди прочих загадок и головоломок, рассказывала о нескольких десятках механических. Однако подлинная история механической головоломки началась в конце
19-го-начале 20-го веков. Они вошли в моду сразу во многих странах, в
Европе и Америке многие головоломки были запатентованы и выпущены в
производство. Большую роль в развитии механических головоломок сыграли два
технологических фактора – появление пластмасс (пластика), и развитие
металлургии. С новыми технологиями, позволяющими придать пластмассе
любую форму, и дешево изготовить множество простых металлических
деталей – механические головоломки стали одним из предметов выгодного
производства и недорогих продаж, завоевав популярность у слоев
населения самой разной обеспеченности. С развитием технологий полимеров, появлялось все больше возможностей
для изобретения и производства механических игрушек – так, например,
нормально действующий Кубик Рубика практически невозможно сделать из
дерева. Впрочем, механические головоломки не обязаны быть сложными
механизмами. В 18-19 веках были распространены различные фигурные
пазлы, построенные на принципе “Танграма”. Например, известнейший
изобретатель загадок и головоломок, Сэм Ллойд
предлагал всем желающим собрать правильную фигуру пони, которая была
разрезана на 6 частей (в основном от туловища отделялись ноги и хвост,
и беспорядочно смешивались). Головоломок с пони, крайне дешевых, было
продано бешеное количество (отдельные источники, среди которых сам
Ллойд, утверждают, что около миллиарда). Вот тут вы можете попробовать собрать несчастного пони online, в неизвестно какой по счету раз. Множество подобных головоломок входят в категорию механических – потому
что для их решения необходимы манипуляции с физическими деталями с
целью привести их в определенное положение. При этом не важно, из чего
сделаны сами детали – из дерева, железа, картона или даже бисквита. В 1914 году вышла книга Сэма Ллойда“Энциклопедия 5000 пазлов, загадок и (с ответами и решениями)”.
Эту книгу можно назвать знаковой в истории развития механической
головоломки. Конечно, туда входили все виды загадок – математические,
логические, но в то же время, и немало механических пазлов разных
видов. Сэма Ллойда можно считать отцом-основателем увлечения
механическими головоломками. По меньшей мере, он является одним из
самых заслуженных популяризаторов МГ. Здесь
выложен полный скан раритетного иллюстрированного издания знаменитой
книги, вы можете ознакомиться с каждой ее страницей, с каждой из 5000
головоломок, которые придумал или собрал Сэм Ллойд. В упомянутой
выше книге профессора Хоффмана была, в частности, задачка: уложить
четыре карты (пятерки бубей, червей, крестей и виней) так, чтобы на
каждой из карт было видно лишь по четыре сердца, ромба и т.д.
Посмотрите на рисунок из книги, и попробуйте выполнить это задание. Иллюстрация из книги “PuzzlesOldandNew” 1893 года.
Постепенно механические головоломки завоевали современный мир, и до
появления компьютерных игр и бурного развития настольных, оставались
одним из основных развлечений для большинства детей и множества
взрослых. Подробнее историю отдельных знаменитых механических головоломок смотрите в разделе “Механические головоломки – Галерея славы”. Виды механических головоломок На сайте Puzzlemuseum приводится подробнейшая классификация механических головоломок, разбитых на категории, с примерами конкретных игр в каждой из них. Так же, там присутствует краткое описание
сути каждой категории МГ. К сожалению, в рунете такой подробной и
четкой классификации нет, а по зарубежным названиям далеко не каждый
сумеет узнать привычные аналоги. Но есть обзорная статья В.И. Красноухова “Механические головоломки – что это такое?”,
в которой, кроме списка, дается педагогическое обоснование пользы
головоломок для развития интеллекта, пространственного и образного,
нетривиального, нестереотипного мышления. Мы приводим краткую классификацию основных
видов механических головоломок, с примерами и иллюстрациями – причем, в
названии каждой категории МГ присутствует ссылка на страничку
соответствующую Puzzlemuseum с кратким описанием и, главное, фотографиями-примерами старинных, подчас древних игр этого вида. Головоломки на складывание (Assembly puzzles): Это один из самых популярных и больших по количеству видов класс МГ.
Цель игры – собрать объект из составных элементов. В этот класс входят
графические пазлы (Jigsaw puzzle), объемные пазлы (объемные деревянные, картонные или пластиковые игрушки, которые можно разбирать и собирать), различные полиформы и еще один вид графической игры, фигурные пазлы (Pattern Puzzles). Примером этого вида игр является китайская игра Танграм. Здесь вы можете сыграть в Танграм-онлайн. Из
коробки с разрозненными кусочками собирается целая картина. Разница
поразительная, для детей это чудо, которое, к тому же, можно собрать
своими руками.
Графические пазлы бывают и такие стильные, как этот.
Сборные/Разборные головоломки (Disassembly puzzles): Цель игры заключается в том, чтобы разделить на части изначально целый
объект, или открыть один объект, чтобы извлечь другой. Или, напротив,
собрать объект из составных элементов воедино, так, чтобы он составлял
цельную конструкцию. В этот тип МГ входят деревянные узлы, как например такой, суперузлы, шаркунки и другие подобные игрушки. Так же это шкатулки с секретом вроде завораживающей вот этой, игрушки-замки, и прочие предметы, которые состоят из частей, и разделяются только при определенном неочевидном нажатии, повороте и т.д. – Opening Puzzles или, под другим названием, Lock puzzle. В основном, это различные деревянные изделия, состоящие из множества
хитро подогнанных друг к другу частей. Вот, пожалуйста, Integrity. Примеры сборно-разборных головоломок.
Иногда
сборно-разборной головоломкой становится и Кубик Рубика – если не
удается собрать его логически, всегда можно разломать механизм и
собрать механически. :)
Не распадающиеся головоломки (Interlocking puzzles) Головоломки этого типа похожи на предыдущие. Отличие заключается в том,
что детали головоломки соединены между собой одной или несколькими из
ее частей, или вообще являются объединенным, не распадающимся целым –
хотя форму менять вполне могут. Основной задачей здесь является придать головоломке определенный вид,
причем, разобрать ее – это половина задачи, а собрать обратно бывает
еще труднее. Вот примеры таких пазлов: Swiss flag и Meteor. Головоломки на распутывание и расщепление (Disentanglement Puzzles): По сути это топологические (пространственно-математические)
головоломки, т.к. принцип, на котором они основаны – обыгрывание
топологических свойств искривленных объектов. Например, два гвоздя соединены вместе, и разъединить их кажется
невозможным – но можно, если повернуть под определенным неочевидным
углом, используя топологические свойства конструкции. Здесь представлены десятки подобных головоломок. Цитата: “Существуют сотни разных
топологических головоломок, но все они построены на нескольких основные
принципах. Болгарский математик Димитр Вакарелов обнаружил пять таких
основных принципов: «путешествие петли», «обход малой дырки», «переход
через большое препятствие, следуя его форме», «удваивание верёвки»,
«топологические меледы». Головоломки этого класса наиболее доступны для
домашнего изготовления в силу их технологичности, у нас в стране
прекрасные образцы из металла делают Александр Башкиров (г. Чехов
Московской области), Юрий Ивченко из Москвы и другие мастера. Анатолий
Калинин, автор многих оригинальных шнурковых головоломок, советует при
решении таких головоломок пользоваться следующими правилами: 1.
Замените мысленно (или на модели головоломки) жёсткие части на гибкие.
Измените конфигурацию головоломки, уберите все лишнее, например,
петли, повороты. Постепенно возвращайтесь к исходной конфигурации. 2. Измените задачу на обратную. Попытайтесь понять, почему при этом головоломка решается проще”. Красноухов В.И. “Механические головоломки - что это такое?” Головоломки
на распутывание бывают очень разные, от простейших “Гвоздей” до сложных
головоломок, которые решаются в несколько этапов.
Головоломки с перемещением сегментов (Sequential Puzzles, Sliding puzzle): В этом типе МГ, цель игры – упорядочить элементы в определенной
последовательности: выстроить по возрастанию или убыванию, или собрать
детали одного цвета вместе. Это очень распространенный вид МГ, в него
входят несколько суб-категорий: - походовые, типа логической игры Sudoku, в которой
необходимо ходить таким образом, чтобы в конце игры на поле осталась
лишь одна фишка.
- последовательные, ярчайшим примером являются Пятнашки.
- фигурные, т.е., все вариации Кубика Рубика.
Кубик
Рубика бывает не только трехсегментный, но и четырех- и даже пяти!
Время, необходимое для сборки такой конструкции, возрастает в
геометрической прогрессии.
После
изобретения Кубика Рубика, различные мастера и производители придумали
и выпустили множество подобных игрушек. Но принцип у всех них один –
собрать хаотически разрозненные элементы одного цвета на одной
плоскости.
Механические головоломки на ловкость (Routefinding Puzzlesи Dexterity Puzzles): Игры этого класса построены на ловкости рук и скорости реакции.
Например, управляя объектом, игрок проводит его через различные
препятствия, и приводит в точку назначения (лузу, выводит из лабиринта
и т.п.). Это двух- или трехмерные лабиринты, различные другие головоломки с
шариками, которые можно катать, просто наклоняя и тряся головоломку, и
т.д. Деревянный лабиринт. Подобными играли и наши далекие предки, в качестве шарика используя камешек или орех.
Гибкие составные головоломки (Flexagons, Folding Puzzles):: В этот раздел входят гибкие трансформеры, флексагоны, калейдоциклы, созданные Морицем Эшлером,
и другие игровые предметы, элементы которых связаны между собой гибкими
связями. Их можно крутить в любую сторону, под различными углами, и
благодаря такому гибкому построению, этим игрушкам можно придавать
различные формы, изображая с их помощью те или иные предметы. Наиболее известная игрушка этого типа – “Змейка”, хотя в основе детской игрушки лежит математическая теория для взрослых. Отдельным подвидом являются бумажные пластины с картинками, которые разрознены на куски (Fold Puzzles).
Это плоские изображения, которые можно двигать, придавая им те или иные
состояния, и суть задачи – выстроить их определенным образом –
например, вертеть пятью бумажными дисками до тех пор, пока они не
выстроятся в лицо Мэрилин Монро. Конкретный пример “Магия Рубика”. Змейки, короткие и длинные, памятные с детства поколению 70-80-90х годов.
Головоломка как искусство Топологические и механические свойства сложносоставных предметов
разнообразны и удивительны, поэтому вполне логично и естественно, что
изобретательные механики и просто мастера на все руки, нашли такие
формы механических головоломок, которые нельзя отнести просто к играм,
потому что в них содержатся элементы декоративного, художественного и
конструкторского искусства. Сосуды-головоломки (Puzzle Jugs and Vessels): Этот вид головоломок был весьма популярен в исторической России, в 16-17-18 веках. К нему относятся “сосуды с сюрпризом”, Puzzle jugs
– сюрприз выявляется, когда надо выпить, и становится ясно, что просто
так выпить из этого сосуда не удастся – он или обливает, или, напротив,
цедит по капле. Пример другого рода – чашки, в которых жидкость
соединена оригинальным способом – Fuddling cups. Развитие этого вида забавных вещиц привело к созданию таких известных
произведений искусства, как Яйца Фаберже, бутылки с кораблями внутри
(см. Невозможные объекты). Французский ювелир Карл Фаберже создал уникальное сочетание механической игрушки и произведения искусства.
Невозможные объекты (Impossible objects): Это интересный и необычный вид головоломок, суть которого сводится к
физической невозможности существования предмета – но, тем не менее, он
существует. И осознать, как именно такое стало возможным – и является
головоломкой. По ссылке находится статья об Impossible objects с примерами; а вот ссылка на известный геометрический парадокс “Невозможный куб”. А от этой чудесной Штуки может просто ум за разум зайти, если внимательно ее разглядывать. Впрочем, и без осознания как именно, каким образом это возможно,
“невозможные предметы” ценны сами по себе, как объекты искусства и
коллекционирования. В эту категорию так же входят всевозможные бутылки с кораблями и разнообразные геометрические парадоксы. Бутылки
с кораблями внутри. Как туда попали корабли, уже ни для кого не секрет
– их кропотливо собирали по крошечным деталям, и склеивали уже в
бутылке. Своими руками собрать простенький корабль в бутылке может
каждый – нужно лишь купить специальный комплект.
Эти объекты физически не могут существовать. Но они существуют. Подробнее – например вот здесь, на сайте www.puzzles.com.
Головоломка как брэнд Помимо абстрактных механических головоломок, каждая из которых является
вызовом уму, сообразительности и ловкости рук, существует ряд МГ,
ставших раскрученными брэндами, известными на весь мир. “Трансформеры” Прежде всего, это Трансформеры: игрушки, которые сродни гибким составным головоломкам,
но трансформируются в строго заданных параметрах – например, из ракеты
в боевого робота и обратно; хотя и среди них есть многовариантные
трансформы. Характерная особенностью любого трансформера – то, что
он подкреплен сюжетом, фантастическим миром, историей, и является не
просто абстрактной игрушкой, а персонажем огромной детской игры. Более того, эта игра отражена в многочисленных мульт-сериалах, детских книгах и комиксах, а теперь и вовсе – в голливудском блокбастере “Transformers” – так что каждый играющий может приобщиться к чему-то более обширному, нежели абстрактная головоломка. История возникновения и развития брэнда “Трансфомерs” описана здесь (англ.), а историю и хронология выдуманного мира, в котором происходит действие фантастической игры, здесь (рус.). А здесь лежит большая подборка материалов по истории и миру Трансформеров. Разные и классные. Какой мальчишка не мечтает о Трансформерах или не играет в них…
Конструктор “LEGO” Развивающий конструктор – вещь давно известная во всем мире. Дети
собирают из кусочков единое целое – создают мозаичные картинки и узоры,
фигуры животных, людей и вещей. Но датская фирма LEGO
в 1958 году создала универсальный механизм крепления различных деталей
друг к другу, и с помощью этого механизма стало возможным собирать
любые трехмерные фигуры, картины и конструкции, не ограничивая свою
фантазию никак. С тех пор продолжается триумфальное шествие конструкторских наборов “Лего” по всей планете. Многочисленные игровые наборы включают в себя детали, необходимые для сборки тематических композиций: “Город Лего”, “Лего Аэропорт”, “Лего сад”, “Лего госпиталь” и т.д., и т.п. Для уже шести поколений детей, брэнд LEGO
олицетворяет все конструкторы и механические игры в целом. На верхней
картинке рядит в глаза не от пикселей – а от кирпичиков. :) Ну а торт
так же полностью сделан из лего-блоков.
Другими примерами известных зарубежных брэндов (дорогих сердцу
среднего американца и европейца так же, как жителям СССР Пятнашки,
Змейка и Лабиринт) являются: - Clicks (развивающий конструктор для детей, подобный Lego);
- Magnetix (цветные пластиковые детали, соединяемые с помощью металлических шариков в причудливые фигуры);
- Stickle Bricks (детский развивающий конструктор, липкие детали, которые легко прикрепляются друг к другу);
- Secret Decoder Ring (старая игра, суть которой – расшифровать послание, зашифрованное на нескольких дисках, состоящих из букв алфавита и цифр).
SecretDecoderRing “Ovaltine”.
На таких кольцах нельзя было зашифровать секретное военное послание
(для серьезных целей, шифр слишком простой). Но мальчишки в Европе с
удовольствием играли в войнушку с использованием Секретных Колец.
Ссылки по теме Русскоязычные: "Механические головоломки – что то это такое?" – Статья В.И. Красноухова о видах головоломок. (http://www.intelgame.ru/doc/118.htm) "Умные игры" – Сайт игр и головоломок для детей. (http://www.intelgame.ru/) Головоломка – Список ссылок на механические головоломки разных видов. (http://golovolomka.hobby.ru/sliding/content.shtml) Пазлы онлайн – Здесь можно собирать различные известные картинки онлайн, или скачать игру на компьютер. "Умничка.ru" – Интернет-магазин, где можно купить множество механических головоломок. (http://www.ymnichka.com/rupuzzles.htm) Англоязычные: Google Top – список ссылок на сайты, посвященные механическим головоломкам. Puzzles.com – Большой портал, посвященный всем видам головоломок. (http://www.puzzles.com/) Механические головоломки – Коллекция авторских механических головоломок. Age of Puzzles – сайт, посвященный МГ. (http://www.ageofpuzzles.com/) Сyclopediaofpuzzles – энциклопедия головоломок. (http://www.cyclopediaofpuzzles.com) Puzzle – Статья в “Википедии” о головоломках. Mechanical_puzzle – Статья в “Википедии” о механических головоломках. Archimedes Lab – Лаборатория для всех желающих стать Архимедами. Коллекция механических и других головоломок. (http://www.archimedes-lab.org/) Frik-n-frak – сайт студии, изготавливающей механические головоломки. (http://www.frik-n-frak.com/index.html) Puzzlemuseum – сайт, посвященный истории механических головоломок, в котором представлены фотографии старинных игр и игрушек. (www.puzzlemuseum.com)
Комментарии (4) Планета Головоломок
Добрый день. Мы
(мой партнер-Красноухов Владимир Иванович и я-Новичкова Ирина
Александровна)занимаемся разработкой и ПРОИЗВОДСТВОМ головоломок и
развивающих игр. Наше производство находится в Москве. Это деревянные,металлические,пластмассовые головоломки. Ассортимент можно увидеть здесь: http://www.planetagolovolomok.ru/
О нашей деятельности помимо производства(мы проводим Чемпионаты России
по решению головоломок,региональные чемпионаты,представляем Россию на
международных форумах головоломщиков,проводим семинары,занимаемся
популяризацией головоломок уже более 13 лет) можно прочитать здесь: http://www.nkj.ru/archive/articles/12984/ http://nauka.relis.ru/53/0511/53511134.htm http://nauka.relis.ru/53/0512/53512102.htm http://nauka.relis.ru/53/0412/53412142.htm http://nauka.relis.ru/53/0312/53312058.htm http://nauka.relis.ru/53/0212/53212122.htm http://nauka.relis.ru/53/0112/53112094.htm http://nauka.relis.ru/53/0012/53012042.htm http://nauka.relis.ru/53/D53.shtml http://nauka.relis.ru/53/0508/53508064.htm http://nauka.relis.ru/GOLOVOLOMKI/diogen2.htm http://www.nkj.ru/archive/articles/2521/ http://www.nkj.ru/archive/articles/10744/ http://www.nkj.ru/archive/articles/12984/ http://nauka.relis.ru/53/0304/53304078.htm http://nauka.relis.ru/53/0308/53308114.htm Мы готовы к сотрудничеству. Пожалуйста,пишите,звоните,задавайте вопросы. Конт тел. (495)308-50-69 дом 8-916-140-17-80 Всего наилучшего, Ирина Новичкова. "Планета Головоломок" http://www.planetagolovolomok.ru/ irinanovichkova@mail.ru irinanovichkova@yandex.ru
хорошая статья о выставке механических головоломок в России http://nauka.relis.ru/53/0512/53512102.htm
|
Ирина Александровна Новичкова 29 сен в 17:25
Добрый день!
Мы (мой партнер-Красноухов Владимир Иванович и я-Новичкова Ирина Александровна)занимаемся разработкой и производством головоломок и развивающих игр.
> > Это деревянные,металлические,пластмассовые головоломки.
> > Ассортимент можно увидеть здесь: www.golovolomki.ru
> > Это сайт наших дилеров.( Правда там старый,ещё летний прайс,с сентября у нас новые цены)
> > О нашей деятельности помимо производства(мы проводим Чемпионаты России по решению головоломок,региональные чемпионаты,представляем Россию на международных форумах головоломщиков,проводим семинары,занимаемся популяризацией головоломок) можно прочитать здесь:
> >
> >
> > http://nauka.relis.ru/53/0511/53511134.htm
> >
> > http://nauka.relis.ru/53/0512/53512102.htm
> >
> > http://nauka.relis.ru/53/0412/53412142.htm
> >
> > http://nauka.relis.ru/53/0312/53312058.htm
> >
> > http://nauka.relis.ru/53/0212/53212122.htm
> >
> > http://nauka.relis.ru/53/0112/53112094.htm
> >
> > http://nauka.relis.ru/53/0012/53012042.htm>;
> >
> > http://nauka.relis.ru/53/D53.shtml
> >
> > http://nauka.relis.ru/53/0508/53508064.htm
> >
> > http://nauka.relis.ru/GOLOVOLOMKI/diogen2.htm
>
> http://www.nkj.ru/archive/articles/2521/
> >
> >
> > Мы готовы к сотрудничеству.
> > Пишите,звоните,задавайте вопросы.
> >
> > Конт тел. (495)308-50-69 дом
> > 8-916-140-17-80
> >
> > Всего наилучшего,
> > Ирина Новичкова.
Источник: http://igrology.ru/45319