В конце мая в китайском мегаполисе Тяньцзинь открылась новая киностудия стоимостью $690 млн, пишет Hollywood Reporter.
Особенность тяньцзинского комплекса в том, что его руководство
планирует сделать ставку на анимационные фильмы. Уже сейчас студия
заключила контракты почти с двумя сотнями компаний на производство
фильмов и другие виды профильной деятельности, в которые входит продажа
прав, обучение, международные контакты и др.
Поскольку китайский
кинорынок (один из крупнейших в мире) регулируется государством,
открытие тяньцзинской студии можно расценивать в том числе и как
политический шаг. Это подтверждают и слова министра культуры КНР Цау У о
том, что производство мультфильмов является важной частью нового
пятилетнего плана (2011-2015). Серьезный рывок китайский кинопром сделал
еще в прошлом году, когда по распоряжению Госсовета республики в стране
было построено рекордное количество кинотеатров, а также была введена
практика льготного кредитования киноиндустрии.
Стратегическая задача китайской кинопромышленности – не вытеснение
Голливуда с внутреннего рынка. В Китае и так действует квота на
иностранные фильмы: не больше 20 картин в год, которые к тому же
проходят строгую цензуру. Китайцы, увеличившие с 2004 года кассовые
сборы вчетверо, планируют устроить с американским кино соцсоревнование –
чьи фильмы соберут больше денег. Шансы у сторон равные: на стороне США
внешние рынки. Но главное преимущество Китая – почти полтора миллиарда
потенциальных зрителей внутри страны.
Воодушевленные успехом
крупных голливудских анимационных проектов (таких как «Шрек», «История
игрушек» и «Кунг-фу панда»), китайцы решили развивать это перспективное
направление. Дело не только в том, что в Китае живет почти 400 млн детей
– больше, чем где бы то ни было в мире. У китайских мультфильмов вполне
реальное международное будущее. Вспомним хотя бы локальный успех трилогии про царя обезьян Сунь Укуна в Советском Союзе и периодические фестивальные завоевания китайского мультартхауса, такого как «Еврейская девочка в Шанхае».
Важно,
что задачи индустрии в Китае и России декларируются одинаковые –
увеличение количества кинозалов, продвижение отечественного кино и
создание фильмов, способствующих укреплению имиджа страны. В обоих
случаях индустрии готово помогать государство. Однако в отличие от
российских коллег китайцы показали, что способны не только проводить
исследования, но и принимать конкретные меры.
Даже бизнес в России решает только текущие, а не долгосрочные задачи. Студия «Главкино», многомиллионный долгострой Бондарчука, планирует
обеспечивать контентом тех, кто платит сейчас, а именно телеканалы,
ситуация с которыми может резко измениться после введения по всей стране
цифрового вещания. Тогда комплекс придется переоборудовать под более
насущные нужды, к примеру на производство анимации. Кассовые сборы
говорят о том, что отечественные мультфильмы, такие как «Три богатыря и
Шамаханская царица», тоже могут становиться лидерами бокс-офиса. И
дальше, в соответствии с мировыми трендами, сборы мультфильмов будут
только расти.
То же самое происходит и со строительством
кинозалов. Там, где Китай, отвечая на распоряжение властей, удваивает
темпы строительства, Россия, прикрываясь нуждами кинопрома, готовится к
выборам. Так, активно продвигаемый проект партии «Единая Россия» «Киноклуб»
скорее направлен на создание агитпунктов в малых городах, чем на
развитие киноотрасли. То же касается и пропаганды имиджа страны. Если у
китайцев это «Дом летающих кинжалов», то у нас – «Утомленные солнцем 2».
Поэтому
если сейчас депутаты от культуры жалуются на то, что наши дети растут
не на «Чебурашке», а на «Черепашках ниндзя», то лет через десять они
будут переживать уже по поводу засилья китайского кино и мультиков. И
сами будут виноваты в том, что не смотрели дальше своего носа.
Источник:http://mn.ru/culture/20110603/302256424.html