Среди многих известных определений механических головоломок для нас
наиболее подходит предложение видного американского исследователя Джерри
Слокума (Jerry Slocum): Механическая головоломка - это
самостоятельный объект, состоящий из одной или более частей, содержащий
задачу для одного человека, решаемую манипуляциями с помощью логики,
рассуждений, озарения, везения и (или) терпения.
Из
этого, во-первых, следует, что для решения механических головоломок (в
дальнейшем – МГ) не должно требоваться дополнительных приспособлений
(штопора, отвёртки, магнита) - как самостоятельный объект она содержит в
себе всё необходимое для решения задачи. Решатель может привлечь на
помощь лишь логику, воображение, или, на худой конец, терпение.
Из этого определения также следует, что шахматы, нарды, преферанс,
поддавки и др. состязательные игры не относятся к МГ. Поскольку они
«озадачивают» не одного человека, а требуют наличия партнёра (соперника)
в игре. В то же время шахматную или шашечную задачу можно отнести к
головоломкам, так как её можно решать и в одиночку.
Классификация механических головоломок
Классифицировать головоломки - это значит распределить их по классам в
зависимости от их общих признаков и закономерных связей между ними. В
настоящее время во многих странах мира в музеях, домашних коллекциях, на
прилавках существуют десятки тысяч МГ. Это головоломки старинные и
современные, простые и сложные, самодельные и изготовленные промышленным
способом из разных материалов - металла, кожи, бумаги, стекла и
пластмассы, камня и керамики, различных пород дерева. И чтобы
ориентироваться в этом огромном количестве столь специфических
предметов, необходимо продуманно разложить их по полочкам, то есть,
классифицировать.
Мы приведём здесь классификацию МГ, разработанную Дж. Слокумом (с некоторыми добавлениями) и опишем её примерами.
Все известные МГ по характеру задач можно условно разделить на 10 классов:
- Головоломки на складывание.
- Разборные головоломки.
- Не распадающиеся.
- Головоломки на расцепление и распутывание.
- С перемещением сегментов.
- Головоломки, требующие ловкости, загонялки.
- Сосуды-головоломки.
- Исчезновение частей фигур.
- Флексагоны, трансформеры.
- Невозможные объекты.
Опишем кратко и приведём примеры головоломок каждого класса
Головоломки на складывание
По ассортименту это самый большой и старейший класс, к нему относятся
около трети всех изобретаемых в мире МГ. Задачей является собрать объект
из составных элементов, чтобы он отвечал некоторым дополнительно
заданным условиям. МГ этого класса в свою очередь можно разделить на
плоскостные (Танграм, различного рода складушки, укладки, пазлы,
полиформы, полимино) и объемные (Кубики для всех Б. Никитина, 3-D пазлы и
др).
Разборные головоломки
Задача в
головоломках этого класса заключается в том, чтобы разделить на части,
открыть или извлечь некоторый объект. К ним относятся ящики и шкатулки с
секретом, замки и перочинные ножи, открывающиеся необычным образом,
различного рода предметы, разделяющиеся хитрым путём.
Не распадающиеся головоломки
Основная задача - собрать из составных элементов объект воедино, так,
чтобы он составлял цельную конструкцию. Как правило, обратная задача -
разобрать объект - бывает также достаточно сложна, и в этом ещё одно
отличие головоломок этого класса от головоломок на складывание
(деревянные узлы, суперузлы, шаркунки и др).
Головоломки на распутывание и расцепление
Бытовое
название – шнурковые головоломки, а математики их называют
топологическими, потому что их решение зачастую связано с данным
разделом математики. Существуют сотни разных шнурковых головоломок, но
все они построены на нескольких основных принципах. Исследователи А.
Калинин и Д. Вакарелов описывают пять таких основных принципов:
«путешествие петли», «обход малой дырки», «переход через большое
препятствие, следуя его форме», «удваивание верёвки», «топологические
меледы». Головоломки этого класса наиболее доступны для домашнего
изготовления в силу их технологичности.
Головоломки с перемещением сегментов
Задачей
является упорядочивание взаимного расположения элементов при
ограничениях, накладываемых конструкцией. Классическими стали «Игра-15»
(их еще называют «пятнашки») С. Лойда, «Магический Кубик» Эрнё Рубика
(всем известный «Кубик Рубика»), головоломки Уве Мефферта. Многие
интересные варианты разрезных головоломок этого класса были изобретены в
последнее время. Среди них «Глобус» Александра Марусенко (Украина),
головоломки на маневрирование Сергия Грабарчука (Украина), «Кубик»
Михаила Гришина (Россия).
Головоломки-загонялки
Игрушки этого класса
многочисленны, многие из них известны исстари. Это, как правило, двух- и
трёхмерные лабиринты с перекатывающимися шариками. Некоторые образцы
загонялок имеют неожиданное решение, основанное на знании законов
физики, и могут эффективно использоваться в дидактических целях.
Сосуды-головоломки
Это
сосуды с сюрпризом, который выявляется, как правило, при прямом
употреблении (типа «напейся, но не облейся»). Согласно исследованиям А.
Т. Калинина, секреты таких «потешных кубков» были известны русским
мастерам гончарного дела. В частности, такие кубки изготавливались на
Измайловском стекольном заводе, основанном в 1668 году специально для
изготовления посуды для царских нужд.
В наше время настоящими
мастерами по изготовлению сосудов-головоломок являются Алексей Бондарь,
г. Вологда, и Юрий Спесивцев, с. Заолешенка Курской области.
Технологические секреты наших предков они сочетают с собственными
изобретениями в гончарном деле.
Гибкие головоломки
Это флексагоны, калейдоциклы, трансформеры и другие игровые предметы, элементы которых связаны между собой гибкими связями.
Российские
изобретатели и дизайнеры внесли свою лепту в разработку новых
головоломок этого класса. В отечественной педагогике успешно
используются дидактические игры Вячеслава Воскобовича из
Санкт-Петербурга. Оригинальны авторские разработки художника-дизайнера
москвички Ирины Явнель «Пропавшая картина», «Загадка для цветоводов».
«Невозможные» объекты
Головоломки
это класса обычно вызывают много вопросов: "Каким образом прошла
деревянная стрела сквозь стенки стеклянной бутылки? Ведь и наконечник, и
оперение стрелы гораздо больше отверстия в стенках?"
Фотографии таких головоломок можно вполне могут сойти за фотомонтаж, несмотря на то, что это снимок реального объекта.
Дидактические свойства головоломок
Механические головоломки - это наглядные иллюстрации различных разделов
математики: теории групп, комбинаторики, теории графов, топологии, а
также механики, динамики, оптики, других точных и гуманитарных наук.
«Я
с детства уважал головоломки и, видимо, поэтому стал понимать, как идёт
развитие ума ребёнка. ... Учителя в школах, как правило, делают детей
знающими, а изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей
умными» (Б. П. Никитин).
«Чтобы физика, математика и другие важные
предметы не казались скучными, мы приносим на занятия необычные
игрушки-головоломки. Разгадывая механические загадки, студенты тренируют
своё пространственное воображение, учатся умению формализовать задачу,
логически мыслить. После этого самые абстрактные законы становятся
понятными и доступными для применения в обычной жизни» - говорит Марсель
Гильен преподаватель высшей школы из Люксембурга. У Марселя и его друга
и коллеги, преподавателя средней школы, Карло Гита – крупные домашние
коллекции головоломок (более 10 тысяч экземпляров каждая) и они
эффективно используются в учебном процессе.
Кстати, именно так был
изобретён знаменитый венгерский кубик: преподаватель студии
архитектурного дизайна Эрнё Рубик придумал его первоначально для своих
студентов как пособие для развития пространственного воображения.
Не
менее знаменитая головоломка Сома-куб также была придумана во время
лекции Гейзенберга по ядерной физике. Автор её - датский физик и поэт
Пит Хейн, в то время (1936 г) студент университета.
Автор
знаменитой «Математической смекалки» Б.А. Кордемский выбрал темой своей
диссертации «Внеучебные задачи на смекалку как одна из форм развития
математической инициативы у подростков и взрослых».
Интересную с
точки зрения педагогики интерпретацию механических головоломок дал
проф. А. И. Пилипенко, который исследовал в своих трудах так называемый
феномен психолого-познавательных барьеров в обучении. Это феномен
особенно чётко наблюдается в преподавании технических дисциплин. Он
заключается в массовом бессознательном воспроизведении типичных
затруднений, заблуждений, ошибок, ложных умозаключений в учебной
мыслительной деятельности учащихся. Головоломка - считает проф.
Пилипенко - это искусственно созданная модель такого барьера. Наблюдая
процесс решения головоломок, педагог получает возможность изучить
внутренние механизмы формирования типичных ошибок, трудностей и
недоразумений, возникающих при обучении школьников и студентов.
Важно обратить внимание на отличие головоломок от состязательных игр. В
состязательных логических играх соперники по определённым игрой
правилам борются друг с другом. «Спортивная злость», как правило,
направляется против соперника. Примеры неприязненных личных отношений
между многими выдающимися спортсменами хорошо известны.
В мире
головоломок человек-решатель сталкивается не с другой личностью, а с
проблемой, заключённой в материальном предмете. Конечно, за этим
предметом всегда стоит известный или безымянный человек-изобретатель,
придумавший эту механическую задачу. Но прямого очного противостояния
этих личностей здесь нет. И этот вызов человеческому интеллекту,
оформленный в виде механической головоломки, не подталкивает людей к
разобщению.
Конечно, головоломку совсем не обязательно решать в
одиночку - можно и вдвоём, и втроём, и всем экипажем. И такое
совместное решение головоломок только сплачивает людей, как и всякая
другая деятельность, направленная на достижение общей цели.
Этим не
отвергается возможность использования головоломок в качестве предмета
спортивных соревнований. В последнее время пазлспорт активно
развивается, проводятся региональные соревнования, чемпионаты России и
мира по решению головоломок.
Несмотря на изобилие компьютерных
игр, МГ отнюдь не собираются устаревать - они создаются вновь,
развиваются и доставляют людям интеллектуальное удовольствие. Англичанин
Эдвард Хордерн, признанный авторитет в этой области, дал этому такое
объяснение: «...сегодня многие испытывают определённый страх перед
головоломками, полагая, что будут выглядеть дураками, если им не удастся
решить задачу. В действительности же головоломки предназначены, прежде
всего, чтобы доставлять людям удовольствие. Переживание успеха, ощущение
нирваны - эти чувства действуют на человека так же опьяняюще, как будто
он только что покорил труднодоступную горную вершину.
В
повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проблемами физического
характера. Механические головоломки являются моделями таких ситуаций. Их
решение помогает нам развить наши интеллектуальные способности.
Педагогические аспекты головоломок, связанные с необходимостью
нетривиального мышления, без сомнения могут быть использованы для
образования детей. Дети решают головоломки часто быстрее взрослых,
поскольку они мыслят пока ещё не стереотипно...»
В России производство головоломок наладили Ирина Новичкова и Владимир Красноухов, выпускающие продукцию под
ТМ "Планета Головоломок".