Вчера, 1 ноября 2010 года в журнале "The new times" вышла статья Алякринской Натальи, которая называется "Бизнес не по-детски: школьник Антон и его бизнес".
Антон Навернюк со своими конструкторами в студии «Фантазеры». На заднем плане — руководитель студии Анжелика Навернюк
Бизнес не по-детски
Одаренные дети, способные изобретать не хуже взрослых, были всегда. Но
сегодня одного таланта мало — нужно доказать, что твоя идея способна
работать на рынке. Взрослые проблемы детского предпринимательства изучал The New Times
«Навернюк Антон Михайлович, изобретатель», — Антон протягивает
корреспондентам The New Times свою визитную карточку, заметно стесняясь.
Ему всего 15, учится в 9-м классе средней школы № 1811 Измайловского
района Москвы. «Изобретатель» — это не амбициозная самохарактеристика, а
документально подтвержденный факт. Антон — владелец трех патентов
и соучредитель малого предприятия. Первый патент он получил еще в 12
лет: подросток создал детский развивающий конструктор из крышек от
йогуртов, пластиковых бутылок и скорлупок от «киндер-сюрпризов»,
просверливая в них отверстия так, чтобы из составных частей можно было
собирать самые причудливые фигуры. «Обычный бытовой мусор дает массу
возможностей, просто мы их не замечаем, — объясняет Антон. — Из этих
деталей можно собрать более 2,5 тыс. различных фигурок». Свой
конструктор он назвал «АНТазия» — от собственного имени Антон,
английского ant — «муравей» и слова «фантазия». Это изобретение и дало
ему ключ от взрослой жизни.
От парты к ООО
Изобретать Антон начал с пяти лет, когда соорудил потайной ящик,
который открывался нажатием кнопки. Ящик помог соорудить
папа-программист. Затем была идея фигурного фонтана, видоизменяющего
струи с помощью разнонаправленных потоков воздуха. А дальше — студия
«Фантазеры» при школе № 1811, создание еще двух конструкторов —
«Волшебные спиральки» и «Леко», победы в районных и городских детских
конкурсах, участие в выставках. На одной из таких выставок Антона
и подстерег счастливый случай.
„
Именно
из детей-изобретателей формируется класс «решателей проблем», которые
будут одинаково успешны в любой сфере благодаря навыкам нестандартного
мышления
”
«Когда я увидела конструкторы Антона, они мне так понравились, что тут
же решила купить их для своих племянников, — рассказывает Кира
Сергачева, генеральный директор ООО «АНТазия». — Я даже не поняла, что
они сделаны из подручных материалов. Но оказалось, конструкторы не
продаются, потому что не производятся. И я решила, что так просто это
дело оставить нельзя». Кира, в то время студентка экономического
факультета МГУ, как раз специализировалась на инновациях и венчурном
инвестировании. Конструктор Антона стал ее первым самостоятельным
проектом.
Так возникло малое предприятие — ООО «АНТазия». Антон — руководитель
научной части, Кира и две ее коллеги, студентки экономфака МГУ и Высшей
школы экономики — коммерческий «двигатель» проекта. Они с энтузиазмом
взялись за работу. Выяснилось, что российский рынок развивающих игрушек
замечательно перспективен: вплоть до 2013 года, по всем оценкам, он
будет стабильно расти на 25–30% ежегодно, а объем рынка конструкторов
составляет $147–158 млн. При этом, по данным Национальной ассоциации
игрушечников России, на отечественную игровую продукцию приходится всего
12%, а из оставшихся 88% — три четверти составляют не слишком
качественные поделки китайского производства.
Ребята радовались своим маленьким победам: в 2008 году Центр
психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек выдал положительное
экспертное заключение, а Департамент образования Москвы рекомендовал
использовать конструктор Антона в детских дошкольных учреждениях. То,
что конструктор изобрел ребенок, послужило «приманкой» в маркетинговой
стратегии: «Под эту идею мы подготовили и дизайн сайта компании, и ее
общую концепцию: она направлена в первую очередь на поощрение детей
к изобретательству, — рассказывает Кира. – Выходить на рынок можно под
девизом «Изобретать — это здорово» и «Ты можешь изобретать». Наконец,
ребята наладили отношения с магазинами и выяснили, как можно
сравнительно дешево оформить международные патенты. Оставалось найти
производителя и инвестора.
Без помощи ангела
«Главной проблемой было найти завод, который мог бы изготовить
пресс-формы, — рассказывает Елизавета Акинина, исполнительный директор
ООО «АНТазия», студентка ГУ-ВШЭ. — Мы обзвонили около 15 предприятий —
никто не проявил никакой заинтересованности». Откликнулись лишь на
предприятии «Ростехинновация» в городе Волжском, там самостоятельно
просчитали расходы и согласились разместить заказ. После этого юные
менеджеры смогли составить смету проекта: инвестиции они оценили в 3,6
млн рублей — на изготовление пресс-форм, выпуск пробной партии,
сертификацию и создание сайта. При этом срок окупаемости проекта
получился 18 месяцев.
Но расчеты расчетами, а деньги деньгами. Хотя инвестиции на запуск
бизнес-проекта оказались очень небольшими, молодые люди из ООО «АНТазия»
столкнулись с вполне взрослыми проблемами. Надежды на помощь и участие
бизнес-ангелов не оправдались.
* * Подробнее о бизнес-ангелах см. The New Times № 31 от 7 сентября 2009 года.
По словам Киры Сергачевой, бизнес-ангелов, которые на Западе играют
огромную роль в развитии любого нового бизнеса, в России очень мало, по
разным оценкам, не более 250 человек. «Наш проект не совсем
инновационный, но на Западе ангелы инвестируют в любой новый интересный
и перспективный бизнес, — поясняет Кира. — Известный пример —
косметическая компания Bodyshop, которая сегодня стала всемирно
известной благодаря качественно новым продуктам».
Бизнес-ангелы занимаются исключительно коммерческим инвестированием,
расставляет акценты Вадим Стреналюк, заместитель исполнительного
директора Национальной ассоциации бизнес-ангелов России. «Такие проекты,
как создание детских конструкторов, могут рассчитывать только на
спонсорскую помощь либо на государственные программы поддержки
инновационного предпринимательства», — говорит Стреналюк. Спонсоров на
горизонте не видно, а потому «АНТазия» обратилась за господдержкой.
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства
Москвы выделил на проект Антона Навернюка субсидию 750 тыс. рублей.
Какие-никакие, а деньги, но тут сработали знаменитые российские
бюрократические барьеры: оказалось, для получения денег нужно
переоформить патент Антона на саму компанию. «Это требование бюджетного
законодательства: деньги на реализацию инновационных проектов выделяются
только тем предприятиям, которые имеют или право на эту разработку (то
есть являются патентообладателями), или лицензию на нее, — объясняет
Нелли Козырева, главный специалист Московского городского центра
инноваций и высоких технологий (МИВТ-Центр). — Просто с физическими
лицами — авторами и патентообладателями департамент не работает».
Гении на старте
Пока патент переоформляется на ООО «АНТазия», детская фантазия рвется
вперед. Свидетель тому — Анжелика Навернюк, мама Антона, руководитель
студии детского творчества «Фантазеры» при школе № 1811. «АНТазия»
изначально создавалась как компания, которая будет заниматься не только
разработками Антона, — говорит Анжелика. — В будущем мы хотим искать
и запускать в производство любые стоящие детские идеи». А такие идеи
в студии «Фантазеры» рождаются регулярно. 14-летняя Саша Иванова,
к примеру, придумала конструктор одежды: «Его можно использовать
в повседневной жизни, — говорит школьница, одевая юную модель в свои
заготовки. — Ноу-хау в том, что отдельные детали наряда крепятся друг
к другу с помощью кнопок: это очень удобно для тех, кто любит часто
менять одежду и стиль, но не имеет времени на шитье».
Нелли Козырева из МИВТ-Центра подтверждает: Россия наполнена детскими
идеями, полезность которых зачастую конкурирует с идеями взрослых, надо
только дать им взрослую поддержку. «Но отдельно для детей форм
финансовой поддержки пока нет, — констатирует Козырева, — а московская
городская программа развития научно-технического творчества молодежи,
которая разрабатывалась в 2008 году и широко обсуждалась, из-за кризиса
не принята». В итоге дети сталкиваются с теми же проблемами, что
и взрослые: по словам Нелли Козыревой, цикл реализации изобретения — до
10 лет с момента подачи заявки на патент. Неудивительно, что до
воплощения доходит, по разным оценкам, лишь 4–10% всех изобретений.
При этом в Европе активно используют детское мышление в серьезном
бизнесе: «Институт Lego (Нидерланды), создатель знаменитого
конструктора, с удовольствием работает с детьми, привлекая их в качестве
экспертов, — свидетельствует Антонина Цицулина, президент Национальной
ассоциации игрушечников России. — У детей 8–12 лет еще незашоренное
креативное мышление, которое ценно для новых разработок». Именно из
детей-изобретателей формируется класс «решателей проблем», которые будут
одинаково успешны в любой сфере благодаря навыкам нестандартного
мышления, говорит Цицулина.
Впрочем, Нелли Козырева уверена в будущем Антона Навернюка — не только
изобретательском, но и предпринимательском: «Думаю, он создаст свою
империю масштаба Lego, — говорит она. — Антон прирожденный изобретатель
и стратег». «Таких креативных детей, как Антон, в России не так уж
много, — подтверждает Антонина Цицулина. — Он не очень умеет о себе
рассказывать, но поверьте, у него очень большое будущее, мы о нем еще
услышим».
А пока Антон получил еще один патент на гидроэлектростанцию нового типа
и вынашивает очередную идею — создание автомобиля, устойчивого
к дорожным авариям. Тем временем Кира Сергачева получает степень MBA
в США: «Хочу применить получаемые знания на практике, — объясняет она. —
Моя самая большая мечта: довести проект с «АНТазией» до конца, чтобы
играть в конструкторы Антона могли не только российские дети, но и дети
по всему миру». И быть может, если имя Антона станет знаменитым,
какой-нибудь бизнес-ангел всплакнет, узнав, что не стал первым
в продвижении юного, когда-то совсем не известного таланта.
Вы можете ознакомиться с этой статьей на сайте журнала: http://newtimes.ru/articles/detail/29609/