Только что по СТС (в "Инфомании") прошел сюжет, который, кажется, назывался
"Дети в капусте" (Выпуск 111. От 24.11.10). В нем рассказывалось о том, как зарабатывают современные дети и подростки.
В этом сюжете был эпизод и про моего сына, Антона Навернюка. Очень забавно, когда ты видишь то, что получилось и знаешь, как это снималось... Разница очень и очень существенная.
Эпизод про Антона был в достаточной степени вменяемым (относительно других фрагментов), но дело в том, что очень многое в этих съемках было постановочным и абсолютно не таким, как прозвучало. Трудно выделить что-то конкретно, вроде бы все рассыпается по мелочам, а целостная идея оказывается фальшивой. Можно копать вглубь, пытаться разобраться, что происходит на самом деле, а можно вести сюжет к заранее намеченной цели, подстраивая ситуацию и направляя ее в нужное русло.
Начнем с того, что мы пытались отказаться от съемок. Объясняли продюсеру, что Антон пока в большей степени занят учебой, а бизнесом занимается в свободное от учебы время, по минимуму. Что ему в этом году предстоит предстоит перескочить через класс, что связано это с его увлечением физикой и подготовкой к важному для него турниру. В бизнесе же у него роль генератора идей, изобретателя, автора проектов (тут уж ничего не поделаешь, раз идеи рождаются одна за другой), а всю экономическую сторону (самую суть бизнеса) на себя взяли наши замечательные девушки (Сергачева Кира, Акинина Лиза и Кириченко Лена), окончившие Экономический Факультет МГУ, продолжающие свою учебу в МГУ, ВШЭ и пр., но журналистам нужен был материал, и они его сделали...
С самого начала нашего общения журналисты зацепились за мультфильмы, которые снимали этим летом ребята и педагоги мастерской "Фантазеры" для канала "Бибигон", но, слава Богу, они оставили эту затею, иначе и этот "заработок" (без денег) также был бы преподнесен, как лишение ребят детства и эксплуатация детского труда. А ведь для ребят это было увлекательнейшей работой, тяжелой и кропотливой, как любое творчество. Вот только почему-то, несмотря на отсутствие денег, все эти дети продолжают с увлечением создавать новые мультфильмы и проекты, не связанные никакими обязательствами.
Во всей передаче не рассматривались судьбы и интересы самих работающих детей. Сначала была высказана идея о том, как дети зарабатывают в наше время, а затем было заявлено, что взрослые лишают этих детей детства, вынуждая их к этой работе. Сюжет был подогнан под эту начальную и весьма сомнительную идею режиссера, а что там на самом деле стоит за "спиной" у каждого героя сюжета, осталось в тени. Ведь по большей части, именно дети выбирали себе занятие по душе и увлечениям.
Убедили, пожалуй, только с 8-летней девочкой-моделью, которой приходится работать по 8 часов в день и никто ее не спрашивал, хочет она этого или нет. С другой стороны: как знать, что там было на самом деле, ведь есть же люди, которые способны получать от этой работы удовольствие. И кто сказал, что мальчик-DJ или девочка, тестирующая компьютерные игры, живут менее полноценной и интересной жизнью, чем их сверстники, просиживающие дни напролет в социальных сетях или торчащие где-нибудь в подъездах и подворотнях? Что будет с Антоном, если запретить ему изобретать? А он делает это с 5-летнего возраста.
Эти дети занимаются любимым делом, просто относятся к нему по-взрослому серьезно, и, если нет серьезного перекоса в одну сторону и большой перегрузки, то это здорово. Без него они потеряют огромный пласт своей жизни, появится пустота, а природа не терпит пустых мест...
Журналисты бывают разные, подходы бывают разные. Так получилось, что за прошедшие несколько месяцев нас много снимали, брали интервью. Мы много общались с очень разными людьми. Далеко не от всех съемок у нас остались тяжелые воспоминания. Приятнее всего нам было общаться с журналистами из "
The new times", хотя мы общались с ними самое продолжительное время. У них, конечно же, тоже было изначальное понимание того, что они хотят получить в итоге, но они пытались разобраться в сути проблемы, понять, что происходит на самом деле, а, мне кажется, в этом и состоит сущность журналистики.
Молодые ребята из "Инфомании" были неплохими людьми. Возможно, при других обстоятельствах, мне было бы весьма интересно поговорить с ними, но так получилось, что они строили одни планы, потом оказывалось, что они чего-то не успевают и на ходу вынужденны отказываться от своих замыслов, отбрасывая идею за идеей. Было ощущение некоторой неуверенности и натянутости. В отдельных ситуациях возникало чувство провала во времени: оно то застывало неподвижно, то неслось в ускоренном темпе, оставляя после себя безумную усталость.
За этот сюжет изначально должна была отвечать другая девушка, но ее отправили в какую-то срочную командировку, а молодые люди были посланы ей на замену. На своем опыте знаю, что это бывает по-настоящему сложно, когда тебя неожиданно срывают с места и отправляют заниматься чужим делом, к которому ты сейчас не готов, особенно в первый момент. Не всем легко быстро перестраиваться!
Так бывает и в школе: есть учителя, которые всегда знают, как правильно, куда надо идти и ведут в этом направлении ребят, потому что так они чувствуют себя гораздо увереннее, а бывают и другие, которые ищут вместе с учениками, вместе с ними совершают свои открытия, не боятся чего-то не знать или не уметь, а учатся этому совместно с ребятами.
Мне всегда было интереснее со вторыми!
Кстати, вспомните знаменитую историю про школьника из Танзании, который не побоялся поспорить с учителем о том, что при определенных обстоятельствах горячая вода превращается в лед быстрее холодной. Теперь этот эффект носит имя того юноши (эффект Мпемба), а как чувствует себя упрямый и "всезнающий" учитель, который так долго не верил подростку и называл его глупцом...
Очень забавно прозвучали слова о том, как Антон чертит свои экономические графики и мечтает о заработанных миллионах. Он растерян, не очень понимает, что от него хотят эти серьезные "дяди", а его просто попросили что-то начертить и нарисовать, не особо заботясь, а что он сам по этому поводу думает.
Я прошу прощения, если я в этой статье задела чувства журналистов. Я никого не хотела обижать, просто меня зацепило то, как была построена передача и всплыли в памяти тягостные ощущения и чувство опустошенности сразу после съемки. Возможно, были причины, которые подтолкнули режиссера именно к такой постановке вопроса, но я увидела эту ситуацию по-другому.
Навернюк А.Ю. (мама Антона Навернюка и руководитель мастерской "Фантазеры")