АнтазияАвтор: Анжелика Навернюк
Мой сын Антон изобретает лет с пяти. Его постоянно одолевали
идеи: как сделать потайной шкафчик, чтобы дверку можно было открыть
нажатием специальной кнопочки? Как направить струю фонтана не по прямой
линии, а чтобы она извивалась змейкой?
В семь лет мы нашли для сына занятия в студии «Образ». Через год в
этой студии появилась лаборатория «Изобретаем игры», где ребят обучали
основам ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Эти занятия дали
многое не только Антону, но и мне. Я самостоятельно изучала ТРИЗ, и это
позволило создать мастерскую «Фантазёры» в рамках Центра Образования №
1811 «Измайлово».
Одним из первых серьёзных изобретений Антона стал конструктор
«Антазия», который он разработал, используя самый обычный бытовой мусор.
В 12 лет он получил свой первый патент на изобретение. Деталями
конструктора стали контейнеры от «Киндер-сюрприза», чупа-чупсов и других
детских вкусностей. Нам даже не пришлось съедать всё это
самостоятельно. Стоило лишь попросить друзей не выбрасывать пустые
контейнеры, как огромный мешок у нас быстро наполнился рабочим
материалом.
Дальше Антону понадобились крышечки от йогурта и других кисломолочных
продуктов, а также трубочки и держатели для воздушных шариков. Он долго
возился с тем, чтобы проделать необходимые отверстия, ведь деталей надо
было сделать много, в каждой из них было множество отверстий, и к тому
же все они должны быть абсолютно одинаковыми, чтобы трубочки могли в них
вставляться легко, но плотно, не проваливаясь и не выпадая.
Когда с отверстиями было покончено, началось самое интересное: что из
этого конструктора можно собрать? Игра увлекла многих детей и взрослых.
Где бы ни появлялся Антон со своим конструктором, вокруг собирались
люди, они включались в игру, придумывая новые интересные модели. Сейчас
моделей уже более 2,5 тысяч, а собрать из конструктора можно что угодно:
и животных, и растения, и технику, и различные архитектурные
сооружения. Затем Антон придумал подвижные способы соединения деталей и у
машин стали крутиться колёса, а у ветряной мельницы поворачиваться
лопасти.
А потом появился конструктор, предназначенный для детей с
ограниченными возможностями. Антон назвал его «Леко-конструктор игр и
головоломок». Им могут пользоваться дети и взрослые, независимо от того,
послушны ли их руки, хорошо ли видят глаза. Из небольших квадратиков с
пазами, по которым могут перемещаться фишки, собирается игровое поле,
которое может быть плоским, а может с помощью переходников собираться в
виде куба или становиться двухсторонним.
Через переходники фишки могут скользить с одного уровня на другой, а
управлять их движением по пазам незрячим игрокам или детям с ДЦП будет
проще, чем выполнять другие действия. Важно, чтобы поверхность фишек
имела различную фактуру, а также контурные и рельефные рисунки.
Количество игр и головоломок, которые можно придумывать с этим
конструктором, более 20. Задания могут выполнять дети с трёхлетнего
возраста, по мере взросления детей они будут усложняться. А если на
поверхность фишек нанести буквы азбуки Брайля, то можно даже учить
читать и писать незрячих детей.
Отдельные игры и головоломки, используемые в конструкторе, известны.
Это «Пятнашки», «Сложи узор», «Мозаика», но есть и такие игры, которые
были придуманы автором.
Кроме конструктора с пазами, Антон придумал также головоломку типа
«Пятнашек», но у неё было две стороны, собираемые одновременно, а каждая
фишка этих «Суперпятнашек» также была двухсторонняя. У «Суперпятнашек»
есть ещё одно интересное свойство — мы можем извлечь надоевшие фишки и,
загрузив новые, изменить уровень сложности игры. Так трёхлетнему ребёнку
мы предлагаем разложить фишки по цветам, четырёх- и пятилетнему —
сложить два узора с двух сторон одновременно, а в более сложном варианте
мы можем дойти до слов, которые будут читаться и по горизонтали, и по
вертикали, а также складывать физические или химические формулы.
Это далеко не все разработки Антона. У него много новых идей и
проектов. Сейчас он учится в 11-м классе и готовится поступать в вуз.
«Фантазёры»
Нашей мастерской, которой я руковожу, почти шесть лет. Более 50 ребят с
первого по одиннадцатый класс, которым нравится придумывать что-то
новое, изобретать, исследовать мир, сочинять сказки, снимать
мультфильмы, занимаются в этой мастерской многими интересными делами.
В мастерской уже подросли новые изобретатели игр и игрушек, которые с
удовольствием покажут вам свои проекты на выставке «Детство/Toys &
Kids Russia 2012» в рамках Инновационного Клуба НАИР и в качестве
участников конкурса «Инновационная игрушка». Самому младшему из
«Фантазёров», участвующих в конкурсе, всего восемь лет.
Источник: http://www.i-igrushki.ru/arxiv-nomerov/god-2012/vyipusk-2/antaziya.html |