Login Form


Поиск по каталогу

Главная страница

Регистрация

Войти
Hello Гость | RSS


АНТАЗИЯ -
конструктор для всех

(известный также как Антазия, АнтсКон и Пласткон)


Суббота, 30 Ноя 2024, 10:48
Начало » Файлы » Интересные материалы по другим темам » Статьи и материалы моих друзей

Возможности обучения взрослых и детей элементам ТРИЗ
[ ]

Возможности обучения взрослых и детей элементам ТРИЗ

Козырева Н.А., БелООТРИЗ

Доклад на конференции ETRIA-2002, Strasbourg, 6-8 November 2002

Введение

Важной задачей для преподавателя ТРИЗ является поиск собственных примеров для иллюстрации основных положений этой теории, доступных для понимания его слушателям. Проводя патентный поиск по игрушкам «Неваляшка» в 1988 г., я заметила что во многих из них используются приёмы Альтшуллера [2], и начала создавать картотеку схем по игрушкам-изобретениям. Идея создать выставку игрушек для обучения детей и взрослых элементам ТРИЗ родилась в 1993 году, когда в прессе появилась информация о проекте строительства в Минске Диснейленда. Я подумала, что если собрать в одном месте – на постоянно действующей выставке – ВСЕ когда либо запатентованные в мире игрушки, то можно создать на основе собранных игрушек Центр обучения ТРИЗ. С тех пор проект Минского Диснейленда правительство Беларуси отклонило, но работу над своей идеей – совместить обучение ТРИЗ с отдыхом и развлечением детей и взрослых – я продолжала [3]. «Выставку игрушек-изобретений» можно создать в парках развлечений - например, Диснейленде, Аквапарках. Эти организации заинтересованы в том, чтобы отличаться от других подобных учреждений какой-то «изюминкой». Обучение приёмам творчества одновременно с отдыхом - может быть для них интересным предложением.

1. Соединение теории и практики

В процессе преподавательской деятельности по обучению ТРИЗ воспитателей детских садов, учителей физики, инженеров мною созданы методики обучения типовым приёмам и законам развития систем с использованием игрушек [4]. Для детей разработана игровая методика обучения типовым приёмам фантазирования «ТЕРЕМОК» [5, 6]. Собственная практика убеждает меня в том, что обучение элементам ТРИЗ в игровой форме – возможно, но – недостаточно. Необходимо научить наших слушателей применять ТРИЗ и реализовывать свои идеи в жизни.
Задача обучения творчеству, расширения творческих возможностей человека в последние годы рассматривается психологами как самый эффективный способ активного развития личности. При этом всё чаще само понятие "творчество" рассматривается в более широком смысле: как способность человека гибко относиться к самой своей жизни, как способность находить альтернативные варианты решений проблем, как способность добиваться успеха в реализации своих идей [1]. Профессор психологии и образования из Йельского университета Р. Штернберг полагает, что успешное творчество в жизни не сводится только к способности генерировать новые идеи. Он предлагает вырабатывать у людей три различные составляющие успешной самореализации [7]:
1. Собственно творческую: умение находить новые интересные идеи, выходить за рамки принятых норм, видеть скрытые для других возможности.
2. Аналитическую: способность анализировать и оценивать идеи, предвидеть последствия новых идей, решать проблемы и принимать решения.
3. Практическую: умение реализовывать идеи. Даже самая великолепная идея бесполезна, пока её не воплотят в реальном мире в виде эффективного решения, пока она не принесёт своих плодов.
ТРИЗ предлагает человеку готовые инструменты для творческой и аналитической составляющей успеха: типовые приёмы и стандарты, 9-Windows, законы развития систем… Надо «добавить» практическую часть и научить реализовывать идеи!
Предлагаю для системного обучения развитию творческого аналитического практического мышления организовать специальные выставки - экспозиции игрушек-изобретений и размещать их в местах массового отдыха взрослых и детей: Диснейлендах, Аквапарках. Необходимо создать такую среду, в которой человек может не только научиться развивать свои способности, но и реализовывать свои творческие идеи. Мы можем соединить ресурсы системы образования, индустрии развлечения и венчурного капитала для обучения людей во время отдыха, развлечения.

2. Проект «Выставка игрушек-изобретений»

2.1. Разработана структура экспозиции выставки. Экспозиция может состоять из следующих разделов:
2.1.1. Тематические залы: по видам игр и игрушек; по эффектам, положенным в их основу; залы фирм-производителей запатентованных игрушек. В этих залах проводятся обучение типовым приёмам и законам развития систем. Гид должен быть специалистом по ТРИЗ. Здесь могут работать слушатели школ ТРИЗ, студенты инженерных и педагогических ВУЗов. Гид должен добиться того, что слушатели придумают идею новой игрушки с использованием приёма.
2.1.2. Зал «Изобретающих Компьютеров». В этом зале проводится экспресс-проверка придуманной посетителями игрушки по патентному фонду. Пройдя по нескольким секциям игрушек, ребенок с помощью гида, подсказывающего дальнейшее возможное развитие увиденных игрушек, несомненно предложит хотя бы одну идею собственного изобретения - новой игрушки. Проверить, насколько эта идея нова и оригинальна, можно с помощью специальных компьютерных программ. Другие программы могут помочь ребенку увидеть новые возможности развития его идеи - например, «Техоптимайзер». Посещение выставки обязательно должно дать ребенку ощутимый «материальный» эффект. Им может стать красочно оформленный на фирменном бланке своеобразный «Творческий патент» - описание предложенной ребенком идеи и её вариантов.
2.1.3. Библиотека Игр. Здесь можно получить на несколько часов любую имеющуюся на выставке игру или игрушку и поиграть тут же в зале с друзьями.
2.1.4. Зал Сказок. Здесь работают Феи сказок – они учат посетителей сочинять сказки и фантастические истории с помощью приёмов РТВ. Сказку, которую сочинил ребенок, тут же записывают в компьютер, печатают на красивом фирменном листе и дарят автору. В этом зале могут «работать» гидами уже обученные ТРИЗ дети, а также дети из художественных школ – чтобы помочь начинающему автору проиллюстрировать его сказку, научить рисовать.
2.1.5. Творческая Мастерская. Здесь работают Мастера-Изобретатели, есть разные станки, приспособления, материалы. С помощью Мастеров ребёнок может сразу изготовить макет придуманной игрушки и забрать его домой (ещё один экземпляр игрушки остаётся на выставке). А можно заключить договор с Выставкой. Например, об изготовлении нескольких экземпляров новых игрушек с информацией об авторе и использовании их для подарков на проводимых конкурсах или для благотворительных целей. Или - о проведении маркетинговых исследований идеи, составлении бизнес-плана, патентовании изобретения, производстве игрушки или продаже лицензии. Именно в такие проекты вкладывает средства венчурный капитал [8]. В этом зале могут работать студенты инженерных и экономических ВУЗов, менеджеры инновационных фондов.
2.1.6. Зал начинающих изобретателей. Для каждого автора новой идеи игрушки оформляется отдельный стенд с его фотографией и макетом игрушки. Для ребёнка будет важно видеть как на его стенде появляются новые придуманные им игрушки. В этом зале можно проводить международные конкурсы по ТРИЗ для детей, например, «Икариаду».
2.2. Продвигаясь по разным залам, в каждом из них ребёнок и взрослый не только придумывают новую идею, но и ДЕЛАЮТ дальнейшие шаги по её реализации – проверяют на оригинальность и новизну, получают «творческий патент», «издают» сказку и изготавливают макет игрушки, заключают «авторский договор». Таким образом мы знакомим начинающего изобретателя с тем путём, которым ему придётся пройти на дороге в его Достойной Цели. Ребёнок познакомится с людьми, которые ему нужны будут для реализации его идей – патентоведы, издатели, мастера, экономисты. И очень важно, чтобы на каждом шаге он получал психологическое «подкрепление» как в виде материальных предметов («патентов», «изданной» сказки, макета его идеи, «его стенда»), так и в виде положительного эмоционального заряда [9]. Надеемся, что посещение такой Выставки сможет стать для ребёнка и его родителей настоящей «Встречей с чудом» [10] и будет способствовать формированию собственной творческой стратегии жизни [11].
2.3. Создана компьютерная база данных из 1388 изобретений-игрушек СССР. Изучаются используемые в этих изобретениях типовые приёмы, физические, химические и геометрические эффекты. В некоторых изобретениях используются сразу несколько изобретательских приёмов. Выявлены интересные технические решения, которые нельзя отнести к одному из 40 приёмов Альтшуллера. Из всего массива игрушек выбираются те, которые можно использовать в учебных целях – для демонстрации приёмов, эффектов, закономерностей развития систем. Для этого должны быть изготовлены прозрачные макеты этих игрушек – чтобы показать принцип действия. Некоторые виды игрушек вообще не могут быть использованы для обучения элементам ТРИЗ. Практические все изобретения в электронных играх относятся к схемам управления, и невозможно наглядно и понятно для детей продемонстрировать такое техническое решение.
2.4. Определяется содержание тематических залов. Каждый вид игрушек необходимо располагать в отдельном зале (калейдоскопы, Ваньки-встаньки, Йо-йо, настольные игры, головоломки, конструкторы и прочие). Большое количество игрушек одного вида позволяет снять у человека психологический барьер. Показав ребенку, к примеру, 30-40 «Ванек-Встанек», 50-60 разнообразных головоломок, можно побудить его к мыслям: «Все, что есть - только малая часть возможного»; «То, что есть, не обязательно лучшее из возможного»; «Ты тоже МОЖЕШЬ придумать новую игрушку». В различные тематические залы должны быть собраны игрушки, в которых используются одинаковые эффекты. В проанализированных нами патентах из базы данных уже обнаружены игрушки, которые могут войти в секции «Магнитные эффекты», «Водные эффекты», «Акустические эффекты», «Оптические эффекты», «Электромагнитные эффекты», «Геометрические эффекты». Это позволяет построить специальные мини-курсы обучения применению различных эффектов для создания новых игрушек. Например, посмотрев на применение оптических эффектов в калейдоскопах, волчках, Йо-Йо, можно с помощью гида попробовать применить их в других игрушках. А затем проверить свою идею - не изобретение ли это - в зале «изобретающих компьютеров», изготовить её макет в Творческой Мастерской. Такое расположение игрушек - по эффектам - может применяться для проведения прямо на Выставке школьных уроков по физике, геометрии. Для детей более старшего возраста, а также студентов и родителей детей можно проводить занятия по законам развития систем на примере отдельных видов игрушек. Также можно обучать студентов (педагогов и инженеров) – как проводить творческие уроки, преподавать ТРИЗ. Для проведения обучения в игровой форме разработано два вида методик: с использованием сказок (для детей от 4 лет и взрослых), и с использованием игрушек (для детей от 10 лет и взрослых). Любой посетитель - и ребёнок, и его родители со средним или высшим образованием - могут при посещении выставки найти для себя доступный уровень преподавания.
2.5. Собрана картотека игрушек для первого зала. В него могут войти около 100 «Неваляшек». Конечно, необходимо дополнять нашу базу данных игрушками из США, Франции, Германии и других стран мира.
2.6. Если составить примерную «формулу изобретения» для нашего проекта, то она может выглядеть так: «Выставка игрушек, отличающаяся тем, что
1. содержит ТОЛЬКО игрушки-изобретения
2. содержит ВСЕ когда-либо запатентованные игрушки-изобретения
3. находится в месте массового отдыха детей и взрослых
4. игрушки используются для обучения элементам ТРИЗ
5. проводится обучение навыкам практической реализации своих идей».

3. Возможности

Где можно организовать «Выставку игрушек-изобретений»? В любом городе, где есть
Диснейленд или Аквапарк, и достаточное количество обученных ТРИЗ людей. Конечно, необходимо финансовое участие представителей венчурного капитала.
Организация обучения ТРИЗ в местах массового отдыха позволит, возможно:
3.1. Организовать популяризацию ТРИЗ за счёт большого количества посетителей Диснейлендов и Аквапарков.
3.2. В игровой, занимательной форме эффективно обучать ТРИЗ, совмещая обучение с развлечением взрослых и детей.
3.3. Обучать студентов (педагогов, инженеров) работе по обучению ТРИЗ.
3.4. Организовать творческие мастерские по изготовлению придуманных посетителями игрушек.
3.5. Организовать маркетинговые центры, на практике обучающие вопросам организации венчурных фирм, производства и сбыта для придуманных посетителями игрушек.
3.6. Проводить культурные мероприятия по расширению дружеских контактов - приглашая детей и взрослых со всего мира на отдых, обучение, участие в творческих конкурсах.
3.7. Системно использовать ресурсы развлекательных учреждений и венчурного капитала для обучения отдыхающих навыкам успешной творческой самореализации.
Эти возможности могут быть интересны организациям и преподавателям, занимающихся обучением ТРИЗ, а также администрации развлекательных учреждений. Мы готовы обсуждать вопросы по организации такой системы обучения с заинтересованными в ней лицами.

Заключение

Какие могут возникнуть проблемы? Возросшие творческие способности человека - не всегда благо. Приёмы эффективного творческого мышления обладают потенциальной опасностью как инструмент, повышающий могущество того, кто им владеет. Любой инструмент может быть использован для реализации опасных целей. Но, как сказал поэт Джордж Герберт, "если в мозге не сеют злаков, он производит сорняки".
Наш мир сегодня засеян сорняками зла. Один из способов спасти нашу планету - научить детей создавать добрые идеи, научить детей реализовывать эти добрые идеи, научить детей изменять наш мир к лучшему.

Литература

1. Надлер. Дж., Хибино Ш. Мышление прорыва. – Мн.: ООО "Попурри”, 1999г., ISBN 9854381706
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – Москва: Советское радио, 1979
3. Козырева Н.А. Проект "Выставка игрушек-изобретений. - статья в журнале "Академия игры", Москва,. 2000г. ISBN 5888850454
4. Козырева Н.А. "Методика обучения приёмам устранения противоречий на примере запатентованных игрушек «Ванька-Встанька». Тезисы докладов научно-практической конференции «Творчество во имя достойной жизни». Великий Новгород, 11-12 июля 2001г.
5. Козырева Н.А. Настольно-печатные развивающие игры по сюжетам сказок для детей 5-7 лет. - Могилёв, изд. МГУ им. Кулешова, 1998.
6. Козырева Н.А. Как сказки умнеть помогают. Пособие для педагогов и умных родителей к играм серии «ТЕРЕМОК» для детей 3-7 лет. Могилёв, 1998.
7. Штернберг Р. Интеллект, приносящий успех. – Мн.: ООО "Попурри”; 2000г., ISBN 9854382540
8. Власов A., Никонен A. Венчурный капитал в России. - Журнал "Инновации”; Москва. Август 2001.
9. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование.- Челябинск: "Библиотека А.Миллера”, 1998, ISBN 593162001X
10. Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: Издательство Буковского, 1995. - 60с.
11. Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением. -Мн:Беларусь, 1994, ISBN 9850100753.

Категория: Статьи и материалы моих друзей | Добавил: antscon
Просмотров: 1553 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0 |



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню Сайта

Категории каталога
Статьи и материалы моих друзей [7]
Интересные изобретения из разных областей знаний [4]
Интересные статьи из интернета на разные другие темы [15]
Педагогика и психология [14]

Опрос
Какие игрушки или игры Вы предпочитаете?

Всего ответов: 472

Друзья

Статистика Сайта

Copyright MyCorp © 2006 Сделать бесплатный сайт с uCoz