Письмо №31, из Университета Вашингтона
Варя Гурова
Студенты, которые учатся в других странах, рассказывают, в чем разница между образованием в России и за границей.
Юрий Дворкин, 20 лет
— Где, чему ты учишься, как давно?
— В 2010 году меня зачислили на PhD в Университет Вашингтона
в департамент электротехники. Структура американских институтов
и университетов такова, что «электротехника» включает в себя огромное
количество узких специализаций: от традиционных электроэнергетики
и микроэлектроники до синтаксической филологии и обработки изображений.
Каждый департамент состоит из множества исследовательских
групп-лабораторий, каждая возглавляется профессором (иногда двумя или
тремя) и включает около 10 студентов.
— Ты учился в российском вузе? Какие воспоминания?
— Окончил с отличием Московский Энергетический Институт
по направлению «электроэнергетика». Воспоминаний много, не все
положительные. Теоретическая подготовка дает современное представление
об изучаемых дисциплинах, но есть и огромное количество направлений,
отставание по которым пугает.
Недофинансирование российского образования не может не сказываться
на его качестве. К примеру, сейчас я в качестве ассистента преподаю
вводный курс в электроэнергетику. Похожий курс был у меня и в России.
Лабораторные работы, которые включают в себя одни и те же материалы
(например, инвертирование и выпрямление тока, режимы работы
электродвигателей или нетрадиционная электроэнергетика), в США подаются
более качественно, а электрические провода на опытах не выскакивают
из контактов.
«Приятно удивляет отношение профессоров, которые
вовлечены в научные исследования: они находят время для встречи
со своими ученикам и абсолютно толерантно относятся к их непониманию каких-то вопросов»
Поражает ответственность, с которой американские студенты подходят к вопросу образования. Они, действительно, стараются что-то
узнать, а не просто отсидеть до конца занятия и пойти домой. В Америке
отсутствует списывание как класс. Со мной в МЭИ учились несколько
студентов из регионов, которым было плевать на знания. Их привлекала
московская прописка, а все усилия они бросали на выслуживание перед
педагогами. Они бы не продержались здесь и семестра.
Приятно удивляет отношение профессоров, которые вовлечены в научные
исследования: они находят время для встречи со своими ученикам
и абсолютно толерантно относятся к их непониманию каких-то
вопросов. Профессора не возвышают себя над студентом, а наоборот,
поднимают студентов на свой уровень. Атмосфера на кампусе демократичная,
ни одного «Кайена» — зато тысячи велосипедов. И, надо сказать, что это
располагает к продуктивной работе.
— Где ты сейчас живешь?
— Я живу в 15 минутах ходьбы от кампуса, окна выходят на деревья
и многокилометровую прогулочную дорожку. Каждое утро хожу по ней
на учебу.
— Какие бонусы дает статус студента?
— Учеба, в первую очередь, дает доступ к мировым базам научной
литературы — то, чего в России не сыщешь и днем с огнем, в США может
получить любой студент, просто выйдя в интернет, в кампусе бесплатный
вайфай. Еще на территории университета работает одна галерея искусств
и музей с постоянной экспозицией, студентам вход бесплатный,
я периодически туда захожу.
«Я живу на стипендию, и ни разу не было ситуации, чтобы мне
пришлось себя ограничивать. Впрочем, некоторые считают, что у меня скромные запросы»
— Над чем ты сейчас работаешь?
— Сейчас я занимаюсь проектом, который направлен на повышение
энергоэффективности бойлеров, которые используется на крупных
индустриальных предприятиях. Планирую вернуться к электроэнергетике:
сейчас общаюсь с еще одним профессором, который занимается проблемами
эффективного управления электрическими сетями.
— Как успехи?
— Я жду не успех, а результат.
Иранский ученый Бабак Парвиз несколько лет назад вместе со своими
студентами придумал бионические контактные линзы с беспроводным
дисплеем, которые были названы открытием года.
— Какой у тебя самый крутой профессор?
— Я предпочитаю не давать подобные оценки. Но мой научный руководитель выделяет из общего ряда Бабака Парвиза. Интересно, что изначально он учился литературе, потом перешел к электротехнике, сейчас занимается бионанотехнологиями.
— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день
— Я стараюсь максимально много времени проводить в университете.
У меня свой офис, который я делю с несколькими студентами. Занятия
занимают немного времени, около 7 часов в неделю, еще пару часов
домашнее задание. Все остальное время тратится либо на исследования,
либо на преподавание, а чаще всего и на то, и на другое. Мой день
начинается около 6 утра и заканчивается около 12 ночи. Днем хожу на ланч
в столовую или в близлежащие кафе.
— Какое самое главное знание или умение ты получил в процессе обучения?
— Тайм-менеджмент.
— Дорого жить и учиться?
— Дешевле, чем в Москве. Я живу на стипендию, и ни разу не было
ситуации, чтобы мне
пришлось себя ограничивать, хотя некоторые считают, что у меня скромные
запросы. Квартира стоит $860 в месяц, еще около $150 же уходят
на квартплату, телефон, интернет. Еда стоит около $200, еще $150-200
уходит на кафе и столовую. Одежда дешевле, чем в Москве. Я купил пару
раз в магазине, чтобы узнать размеры, а теперь заказываю все
по интернету. Почта работает, как часы, и через день моя покупка уже
у меня.
— Планируешь вернуться?
— Сейчас тяжело говорить, впереди еще огромное количество лет
напряженной работы, но мне хотелось бы остаться в академической среде
и стать университетским профессором. Источник: http://theoryandpractice.ru/posts/1928-pismo-31-iz-universiteta-vashingtona
|